Упруго-центробежная муфта
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
Союз Советския
Сецналнстическик республик (u>838144
IC АВТОРСКОМУ СВ ИТИЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 240979 (21) 2819993/25-27 с присоединением заявки М— (23) Пр иоритет— (5 „ „з
Государственный «омитет
СССР яо делам изобретен«1 .
«от«рытяя
F 16 D 3/56
Опубликовано 15,06.81, Бюллетень Н9 22 (53) УДК 621. 825. .5 (088. 8) Дата опубликования описания 1506,81 (72) Авторы изобретения
Ю, И. Юревич, A. П. Кульветис, В. В. Крисюнас и T.B. Рыжкова (713 Заявитель
Вильнюсский инженерно-строительный институт (5 4 ) УПРУГО-ЦЕ HTPOHEXHAH МУФТА
Изобретение относится к машиностроению к может быть использовано в быстроходных силовых установках для соединения валов машин и механиз- 5 мов.
Известна упруго-динамическая муфта, содержащая две полумуфты, выполненные в виде ступиц к связанные отрезками каната, прн этом концы отрезков каната связаны со ступицами через пружины сжатия. Отрезки каната, обладающие определенной массой под действием центробежной силы, отбрасываются к периферии и- выполняют функцию упругих элементов, связываю- 15 щих полумуфты. Благодаря йаличию пружин сжатия в неустановквшихся режимах работы, снимаются динамические нагрузки, создаваемые натянутыми центробежными силами отрезками тросов (1), Однако компенсирующая способность этой муфты. низкая иэ-за малой упругости отрезков троса..Упругая характеристика нестабильна при малых частотах вращения.
Наиболее близкой к предлагаемой по технической сущности и достигаемому результату является упруго-центробежная муфта, содержащая две полу- ЗО муфты, выполненные в виде ступиц и связанные упругим кольцом, несущим центробежные грузы. Упругое кольцо в данном случае выполнено в виде нескольких витков цилиндрической пружины, которые расположены в плоскости, перпендикулярной продольной оси ступнц. Последние имеют радиально расположенные хвостовики, к которым крепктся упругое кольцо (2), Недостатком ее является неодинаковость упругих характеристик при различных направлениях вращения. Прн одном направлении вращения действие центробежных сил,развиваемых грузами, уменьшает деформацию упругих колец, а прк другом воздействие нх суммнруется с .внешней нагрузкой и ухудшает условия работы колец, увеличивая кх деформацию. Кроме того, кольцо, закрепленное к хвостовикам ступиц в четырех точках по окружности, обладает недостаточной податливостью в радиальном и осевом направлениях.
Цель изобретения — улучшение упругих характеристик муфты при работе в реверсивном режиме и повышение компенсационной способности.
Поставленная цель достигается тем, что в упруго-центробежной муфте, 838144 содержащей две полумуфты, выполненные в виде ступиц и связанные упругим кольцом, несущим центробежные грузы, упругое кольцо расположено в плоскости, проходящей через продольную ось ступиц, и присоединено к последним в двух точках, при этом центробежные грузы закреплены на кольце диаметраль;;о противоположно.
На фиг. 1 представлена упругоцентробежная муфта, вид спереди;на фиг. 2 — то же, вид сверху.
Муфта состоит из двух полумуфт; ведущей 1 и ведомой 2, представляющих собой ступицы, выполненные в виде глухих втулок, на конце которых имеются пазы и реэьбовые отверстия. Полумуфты соединяются между собой упругим кольцом 3, которое вставлено в пазы полумуфт. Кольцо 3 крепится K полумуфтам с помощью специальной шайбы 4 и болтов 5. На упругое кольцо симметрично и перпендикулярно оси вращения при помощи винтов установлены два центробежных груза 6.
Муфта работает следующим образом.
В статическом положении пазы полумуфт находятся в одной плоскости, а упругое кольцо представляет идеальную окружность. Под воздействием крутящего момента ведущая полумуфта поворачивается относительно ведомой на угол Ф эа счет упругих свойств кольца, а грузы несколько приближаются к оси вращения. При увеличении числа оборотов центробежные силы, действующие на грузы, возрастают.
Центробежные грузы смещаются от оси вращения,и упругое кольцо стремится принять форму идеальной окружности, а угол с уменьшается.
При соответствующей крутящей нагрузке и соответствующих оборотах устанавливается определенное динамическое равновесие системы, характеризуемое как углом деформации о так и соответствующей деформацией кольца.
При крутильном возмущении ведущей или ведомой полумуфты центробежные грузы совершают колебания в радиальном направлении и в определенных условиях крутильные колебания могут быть локализованы в одной нэ полумуфт (ведущей или ведомой).
Муфта имеет одинаковые упругие характеристики при вращении в обоих направлениях. Она может обеспечивать динамическое. гашение крутильных колебаний со следящей настройкой в широком частотном диапазоне. При расцентровке валов в продольном, радиальном направлениях пружинное
15 кольцо изгибается, обеспечивая пере5 дачу. крутящего момента беэ соэдани..: дополнительного давления на опоры соединяемых валов. Большая податливость обеспечивается закреплением . кольца в двух противоположных точках, Щ поэтому оно свободно деформируется в любом направлении, не имея ограничений.
Формула изобретения
Упруго-центробежная муфта, содержащая две полумуфты, выполненные в виде ступиц и связанные упругим кольцом, несущим центробежные грузы, о т л н ч а ю щ а я с я тем, что, с целью улучшения упругих характеристик при работе в реверсивндм режиме и повышения компенсационной
О способности, упругое кольцо расположено в плоскости, проходящей через продольную ось ступиц, и при3с соединено к последним в двух точках, при этом центробежные грузы закреплены на кольце диаметрально противоположно
4О Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
Р 452695, кл. F 16 Р 3/56, 1973.
2. Авторское свидетельство СССР
45 9 496397, кл, F 16 D 43/14, 1976 (прототип) .
838144
Фиг.2
Тираж 1006 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб, д. 4/5
Заказ 4386/46
Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Составитель И. Антипова
Редактор М. Циткина Техред С.Мигунова Корректор Г. Решетник