Фрикционный многодисковый тормоз
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советскик
Социалистических
Республик
<щ838165
Ф "Ъ (61) Дополнительное к авт. саид-ву— (22) Заявлено 171079 (21) 2829314/25-27 с присоедииеиием заявки Hо (23) Приоритет—
Опубликовано 1506.81. Бюллетень No 22 (51)М. Кл
16 D 55/40
Государственный комитет
СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК6 -59Z. .117(038.8) Дата опубликования описания 1506.81 (72) Авторы изобретения
A,Ñ.Òoï÷èé, В.П.Титов и В.В.Русин (71) Заявитель (54 ) ФРИКЦИОННЫЙ МНОГОДИСКОВЫЙ ТОРМОЗ
Изобретение относится к машиностроению, а именно к тормозным устрой ст вам.
Известен фрикционный многодисковый тормоз, содержащий смонтированные в корпусе нажимной диск, связанные между собой ограничителями ведущие и ведомые фрикционные диски с выступами, установленные упомянутыми выступами соответственно в пазах, выполненных на ведущем валу и в корпусе, при этом ограничители выполнены в виде стержней в каждом из двух соседних дисков выполнены соосные отверстия, а упомянутые стержни уста- 15 новлены в этих отверстиях (1).
Недостатками данного фрикционного многодискового тормоза является неполное устранение междискового трения между нижней поверхностью 20 каждого ведущего диска и верхней поверхностью каждого ведомого диска, и кроме того, невозможность использования устройства в любом другом положении, кроме вертикального.
Цель изобретения — повышение долговечности фрикционных дисков, а также расширение эксплуатационных возможностей фрикционного многодиско-, вого тормоза. 30
Постаэлечная цель достигается тем, что фрикционный многодисковый тормоз, содержащий смонтированные в корпусе нажимной диск, а также связанные между собой ограничители ведущие и ведомые фрикционные диски с выступами, установленные упомянутыми выступами соответственно в пазах, выполненных на ведущем валу и в корпусе, снабжен регулировочными втулками установленными с возможностью осевого фиксированного перемещения, две из которых смонтированы соосно и коаксиально на ведущем валу, а третья — на наружной боковой поверхности корпуса со стороны нажимного диска и соосно ведущему валу, при этом ведущие и ведомые диски выполнены с дополнительными выступами, а на ведущем валу и в корпусе выполнены .дополнительные пазы, упомянутые дополнительные выступы ведущих и ведоьых фрикционных дисков расположены соответственно в дополнительных пазах ведущего вала и корпуса, ограничители выполнены в виде упругих элементов и установлены в дополнительных пазах ведущего вала и корпуса между двумя соседними дополнительными выступами ведущих и ведомых
838165 фрикционных дисков, кроме того, пакет ведущих и ведомых дисков помещен ,между двумя регулировочными втулками, установленными на ведущем валу.
На фиг. 1 представлен фрикционный многодисковый тормоз, продольный разрез, на фиг. 2 — сечение A A на фиг.1
Фрикционный многодисковый тормоз имеет корпус 1 и ведущий вал 2. Корпусом 1 тормоз установлен на механизме 3, а ведущий вал 2 скреплен с тормозным валом 4 механизма 3. В корпу- се 1 установлены ведомые фрикционные диски 5. Каждый ведомый фрикционный диск 5 имеет выступы 6, пред- 15 назначенные для передачи тормозного момента, и дополнительные выступы 7 °
Против дополнительных выступов 7 в корпусе 1 сделаны сквозные продольные пазы 8, Дополнительными выступа- ° 2О ми 7 ведомые диски 5 установлены в дополнительных продольных пазах 8 с возможностью перемещения в направлении оси ведущего вала 2 . Ограничит ели, выполненные в виде упругих элементов
9, установлены .также в дополнительных продольных пазах 8 и взаимодействуют своими торцами с дополнительными выступами 7 соседних ведомых дисков.5. Нижний ведомый диск 10 лежит на корпусе 1, а верхний 11 взаимодействует с нажимным диском 12," ограниченным от перемещения вверх регулировочной втулкой 13. Ведущие фрикционные диски 14 имеют выступы 15 для передачи крутящего момента и дополнительные выступы 16, против которых в ведущем валу 2 сделаны дополнительные продольные пазы 17. В дополнительных продольных пазах 17 помещены пружинящие элементы 18, вз аимодейст- 40 вующие с своими торцами с дополнительными выступами 16 ведущих фрикционных дисков 14. Крайние верхний
19 и нижний 20 ведущие фрикционные диски 14 взаимодействуют с регулировочными втулками 21 и 22, навинченными на ведущий вал 2. С помощью регулировочных втулок 13, 21 и 22 добиваются установки зазором g между каждым ведущим и ведомым дисками при расторможенном состоянии.
Работает тормоз следующим образом.
Усилие нажатия на нажимной диск
12 передается верхнему ведомому диску 11 и посредством пружинящих ограничительных элементов 9 всем наружным дискам. При этом вибирается зазор ll между нижними поверхностями ведоьых дисков и верхними поверхностями ведущих дисков, После выборки зазора d нажимное усилие начинает пе-6{) редаваться внутренним дискам и осу . ществляется выборка остальных, образовавшихся после перемещения наружных дисков зазоров. Таким образом осуществляется торможение. При сня- 65 тии усилия с нажимного диска 12 пакет ведомых фрикционных дисков 5 под действием ограничительных пружинящих элементов 9 возвращается в исходное состояние и сжат между корпусом 1 и регулировочной втулкой 13.
Пакет ведущих дисков 14 BQ3 вращает ся в исходное состояние под действием пружинящих ограничительных элементов
18 и сжат двумя регулировочными втулками 21 и 22. Так как пакеты ведущих 14 и ведомых дисков 5 при сборке тормоза устанавливаются относительно друг друга с зазором d, то 1>ри расторможенном состоянии, когда ведущие диски вращаются совместно с валом 4 механизма 3, междисковое трение полностью устраняется.
Предлагаемое изобретение позволяет полностью исключить нагрузку на механизм. при расторможенном состоянии, создаваемую остаточным междисковым трением; полностью исключить износ дисков от действия остаточного междисковoro трения, использовать тормоз при любой ориентации вала в пространстве с полным исключением остаточного междискового трения, использовать тормоз в следяшем приводе, работающем в условиях качки и наклонов. Предлагаемый тормоз может быть использован в многодисковых фрикционных мафтах для устранения остаточного междискового трения.
Формула изобретения
Фрикционный многодисковый тормоз, содержащий смонтированные в корпусе нажимной диск, а также связанные меж- ду собой ограничителями ведущие и ведомые фрикционные диски с выступами, установленные упомянутыми выступами соответственно в пазах выполненных на ведущем валу и в корпусе, о т л ич а .ю шийся тем, что, с целью повышения долговечности фрикционных дисков и расширения эксплуатационных воэможностей, он снабжен регулировочными втулками, установленными с возможностью осевого фиксированного перемещения, две из которых смонтированы соосно и на ведущем валу,-а третья на наружной боковой поверхности корпуса со стороны нажимного диска и соосно. ведущему валу, при этом ведущие и ведомые фрикционные диски выполненный с дополнительными выступами, а на ведущем валу и в корпусе выполнены дополнительные продоль-. ные пазы, в которых расположены упо мянутые дополнительные выступы ведущих и ведомых фрикционных дисков, ограничитеЛи выполнены в виде упругих элементов и установлены между двумя соседними дополнительными выступами ведущих и ведомых фрикционных
838165
Фиг.1 (б
Фи .2
Составитель Е.Ахматова
Редактор К.Волощук Техред H. Майорош Корректор Л.Иван
Заказ 4387/47 Тираж 1006 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
- 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент". r. Ужгород, ул, Проектная, 4 дисков, кроме того, пакет фрикционных ведущих и ведомых дисков помещен между двумя регулировочными втулками, установленными на ведущем валу.
Источники информации, принятые во. внимание при экспертизе
1 ° Авторское свидетельство СССР
Р 178627, кл. F 16 0 55/40, 1964.