Устройство для крепления каната
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советскик
Социалистических
Республик
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ пп838183
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. сеид-ву
Р1)М. Кл.э (22) Заявлено 260З7у (21) 2622546/25-27 с присоединением заявки ¹ (23) Приоритет
F 16 G 11/00
Государственный комитет
CCC P по делам изобретений н открытий
Опубликовано 15.06.81. бюллетень 89 22 (5З) УДК621. 85. .053 (088.8) Дата опубликования описания 150681 (72) Авторы изобретения
П.М.Тарасов и В.М.Соболев (11) Заявитель (54) УСТРОИСТВО,ЦЛЯ КРЕПЛЕНИЯ
КАНАТА
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для крепления различных грузов на. транспортных средствах при помощи
5 канатных расгяжек. Кроме того, это изобретение может быть использовано в качестве страховочного устройства, предотвращающего падение человека, передвигающегося по вертикальным или наклонным плоскостям.
Известно устройство для крепления каната, содержащее обойму, вставленные в нее поворотные пробки со сквозным отверстием для каната, рычаги для поворота пробок н стопорное устройство, взаимодействующее с рычагами (.1 .
Однако данное устройство не обеспечивает надежного закрепления каната, так как при повороте пробки не .происходит изгиба каната, а
его удержание в замке осуществляртся эа счет силы трения, возникающей при зажатии прямолинейно расположенного каната между кромкамиекорпуса и пробки. При этом для удержания кана-та необходимо прикладывать к рычагам . значительное усилие, под действием которого кромки корпуса и пробки, образованные пересечением отверстий для каната с внутренней поверхностью 30 корпуса и наружной поверхностью пробки, действуют на канат аналогично режущим кромкам ножниц. Вследствие этого в местах их контакта с канатом возникают сверхдопустимые удельные давления, в результате чего может произойти повреждение (перерезывание) отдельных прядей каната, что недопустимо, так как это приводит к уменьшению прочности каната и сокращению его долговечности.
Цель изобретения — повыщение надежности крепления каната и увеличение его долговечности путем исключе; ния возможности повреждения каната при его закреплении.
Поставленная цель достигается тем, что пробка выполнена с лысками с обеих сторон отверстия, а корпус. снабжен упорами, расположенными с диаметрально противойоложных сторон от пробки и образующими с поверхностью лысок клинообразные зазоры для размещения каната.
На фиг.1 изображено устройство в положении "Закрыто", общий вид, на фиг.2 - вид A на фиг.1, на фиг.3разрез Б-Б на фиг.2; на фиг.4 применение предлагаемого устройства
838183
При повороте пробки 2 rro часовой стрелке происходит эажатие дважды изогнутого каната 7 в клинообразном зазоре между профильными упорами 6 и пробкой 2. Так как величина ,этого зазора уменьшается в направлении поворота пробки 2, то величина усилия, с которым пробка 2 прижимает канат 7 к профильным упорам
6, увеличивается по мере увеличения угла поворота пробки 2. Поскольку при этом происходит двойной изгиб каната 7 на участках его прилегания к профильным упорам б, возникающая в результате сила трения неизмеримо возрастает, что обеспечивает надежное закрепление каната 7 в устройстве.
Так как поверхности соприкосновения с канатом 7 профильных упоров
6 и пробки 2 выполнены по радиальным кривым взаимно соответствующей конфигурации, то это снижает удельные давления, возникающие в канате
7, и исключает возможность его повреждения, а следовательно, увеличивает долговечность канату 7 и устройства в целом. 0
Пробка 2 фиксируется от разворота против часовой стрелки, ведущего к ослаблению прижатия каната 7 к профильным упорам б, при помощи стопора 4, который устанавливают .в корпусе 1. Стопор 4 вступает во взаимодействие с рычагом 3 и препятствует его развороту, а заодно и пробки 2, против часовой стрелки.
Для ослабления закрепления каната
7, т.е. для перевода устройства в положение Открыто, стопор 4 извлекают иэ корпуса 1, а рычаг 3 поворачивают против часовой стрелки в исходное положение — до его соприкосновения с профильным упором б.
При использовании предлагаемого устройства в качестве страховочного устройства, предупреждающего падение человека при передвижении его пс вертикальным или наклонным плоскос-. тям, на конце рычага 3 необходимо выполнить отверстие для соединения рычага 3 с поясом одежды человека, а стопор 4 выполнить в виде двух подпружиненных фиксаторов 15, соосно расположенных внутри рычага 3 и взаимодействующих в исходном поло жении с двумя соответствующими выем ками, расположенными на прилегающих к рычагу стенках корпуса 1.
Страховочное устройство работает следующим образом.
Перед началом передвижения пояс одежды человека соединяется с рычагом 3. При нормальном передвижении человека устройство скользит по канату 7 в направлении перемещения человека. При этом при подъе ge человека рычаг 3 опирается в
/ в качестве страховочного устройства", на фиг.5 - сечение B-B на фиг.4.
Устройство. содержит корпус 1, установленную в нем пробку 2 с рычагом 3 и стопор 4. Для удобства монтажа пробки 2, выполненной за 5 одно целое с .рычагом.3, корпус 1 изготовлен иэ двух частей, соединенных между собой крепежными деталями
5. Внутри корпуса 1 по разные стороны от пробки 2 смонтированы диаметраль10 ные противоположные профильные упоры б, размещенные с клинообразным зазором относительно траекторий к,описываемой при повороте. пробки 2 ее наружной поверхностью. Е1рй этом величина клинообразного зазора умень; шается в направлении поворота пробки 2 при закреплении каната 7, т.е. при переводе устройства в положение Закрыто . При закреплении каната 7 пробка 2 поворачивается по 20 часовой стрелке при помощи рычага
3, на который одевается съемный удлинитель О. В корпусе 1 и пробке
2 предусмотрены сквозные соосные отверстия 9 и 10 для прохождения каната 7. Пробка 2 снабжена противоположными лысками 11, расположенньпчи в плоскости, перпендикулярной оси отверстия 10 для,каната 7, и преходящими в раструбы 12 по выпуклой радиальной кривои, выполненные с обеих сторон отверстия 10 для каната 7. Поверхность профильных упоров б со стороны каната 7 выполнена по вогнуто-.выпуклой радиальной кривой 13, вогнутая поверхность кот635 рой соответствует по форме выпуклой поверхности раструба 12. Выпуклая поверхнос ь профильных упоров б расположена на участке изгиба каната 7, выходящего из отверстия 9. . 40
Пробка 2, прижимающая в рабочем положении изогнутый канат 7 к профильным упорам б, удерживается от разворота при помощи установленнс го в корпусе 1 стопора 4, который, вэа- 45 имодействуя с рычагом 3, препятст- вует повороту пробки 2 против часовой стрелки. Стопор 4 удерживается от выпадания из корпуса 1 планкой 14.
Устройство работает следующим образом.
Стопор 4 извлекают из корпуса
1, а рычаг 3 поворачивают против часовои стрелки до соприкосновения его с профильным упором б. При этом отверстие 10 в пробке 2 устанавливается соосно отверстию 9 корпуса 1.
Через корпус 1 и пробку 2 пропускают канат 7. При помощи удлинителя 8, надетого на рычаг 3, поворачивают пробку 2 по часовой стрел- фЦ ке и, прикладывая усилие к удлинителю 8, зажимают канат 7 в клинообразной зазоре между профильными упорами б и пробкой 2, переводя устройство в положение Закрыто ., 65
838183
Формула изобретения
Виl 4 профильный упор 6, а при перемеще-! нии человека вниз рычаг 3 удержи. вается в исходном положении эа счет подпружиненных фиксаторов 15, входя щих в выемки корпуса 1. При срыве человека с плоскости передвижения происходит рывок. рычага 3 вниз, при этом подпружиненные фиксаторы 15 выходят из выемок корпуса 1, и рычаг 3 под действием массы человека поворачивается по часовой, стрелке, Одновременно с рычагом 3 поворачивается и пробка 2, которая зажимает изогнутый канат 7 в клинообразном зазоре между профильными упорами 6 и пробкой 2. Возникающая при этом сила трения удерживает страховочное устройство от проскальзывания вниз по канату-. После снятия нагрузки рычаг 3 переводят в исходное положение — до соприкосновения его с профильным упором 6 и . взаимодействия подпружиненных фиксаторов 15 с выемками корпуса 1.
Предлагаемое устройство обеспечивает надежное закрепление каната и повышает его долговечность эа счет исключения возможности его повреждения при закреплении в устрокстве °
Устройство для крепления каната, содержащее корпус со сквозным отверстием для каната, установленную в нем с воэможностью поворота свяэайную с рычагом пробку с отверстием, соосным с отверстием корпуса, и взаимодействующий с рычагом стопор, о т л и ч а ю щ е е— с я тем, что, с целью повышения ,надежности и увеличения срока служ15 бы каната, пробка выполнена с лысками с обеих сторон отверстия, а корпус снабжен упорами, расположен-, .I нычи с диаметрально противоположных сторон от пробки и образующими с поверхностью лысок клинообразные зазоры для размецения каната.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
М 491802, кл. F 16 G 11/00, 1974.
8З818З
S-b
4Риг.5 фиг.9
ВНИИПИ . Закаэ 4388/48 Тираж 1006 Подписное
Филиал ППП,"Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4