Гипорболоидная зубчатая передача сротапринтной смазкой зацепления

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

<1>838208 (61) Дополнительное к авт. саид-ву— (22) Заявлено 080179 {21) 2709674/25-28 (51y К 3

F 16 Н 57/04

F 16 H 1/16 с присоединением заявки Йо—

Государственный комитет

СССР ио делам изобретений и открытий (23) Приоритет—

Опубликовано 1506,81, Бюллетень М 22

Дата опубликования описания 2006.81 (53) УДК 621. 833 (088. 8) (A. К. Георгиев, В. Н. Анферов и С; В. Езерская (72) Авторы изобретения (71) 3 а яв итель (54 ) ГИПЕРБОЛОИДНАЯ ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА

С POTAIIPH HTHOA СМАЗКОЙ 3 АЦЕПЛЕНИЯ

Изобретение относится к зубчатым: .передачам с ротапринтной смазкой зацепления зубчатых колес и может быть использовано в тех областях техники, где применение для смазки жидких смазок и пластичных смазочных материалов крайне нежелательно или недоПустимо, например в химической, текстильной, пищевой, космической и вакуумной технике 11.

Наиболее близкой к изобретению по технической сущности является гиперболоидная зубчатая передача с ротапринтной смазкой зацепления, содержащая ведущий червяк, ведомое червячное колесо и соосное с ним смазочное колесо с зубьями из твердого смазочного материала, подпружиненное к ведущему червяку. Передача выполнена червячной, а смазочное колесо ее является частью ведомого червячного колеса.

Однако из-за того, что в известной передаче ведомое червячное колесо имеет ширину, уменьшенную на величину, равную ширине смазочного колеса, она обладает повышенными прочностью и долговечностью. Кроме того, из-за расположения в ней линий действия пружин, поджимающих смазочное колесо к червяку; в плоскости, перпендикулярной к ос . ведомого колеса, происходит смазывание лишь одноименных ооковых поверхностей витков червяка, в связи с чем не обеспечивается надежная работоспособность передачи в режиме частых реверсирований направления вращения ее ведущего червяка.

Цель изобретения †. повышение долговечности и обеспечение надежной работоспособности гиперболоидной зубчатой передачи с ротапринтной смазкой зацепления в режиме частых реверсирований направления вращения ведущего червяка.

Указанная цель достигается тем, что гиперболоидная зубчатая передача с ротапринтной смазкой зацепления

20 выполнена спироидной, ведущий червяк расположен между смазочным и ведомым колесами которые имеют одинаковые числа зубьев и разноименное направление линий зубьев, а осевой модуль я„

25 и число заходов х„ червяка, число z„ зубьев каждого из колес и межосевое расстояние а„передачи связаны следующей зависимостью:

3Q я (z„— 2,23 z() = (1,95 ... 2,05) а„

838208

На фиг. 1 изображена передача по оси ведомого вала, разрез; на фиг. 2 — раэр э Л-h на фиг. 1; На фиг. 3 — разрез Б-Б на фиг. 1.

Гиперболоидная зубчатая передача

".одержит корпус 1, ведущий спироидный червяк 2 и размещенные соосно на ведомом валу 3 по разные стороны от червяка 2 зацепляющиеся с ним спиро1 идное ведомое колесо 4, передакщее нагрузку, и спироидное ведомое смазочное колесо 5, состоящее из соединенных в одно звено зубчатого венца б, выполненного иэ твердого смазочного материала, и ступицы 7, имеющей возможность перемещения вдоль оси вала 3. На цилиндрическую часть сту15 пицы 7 смазочного колеса 5 надета пружин а 8, упирающая ся одним торцом в эту ступицу, а другим торцом — в упорное кольцо 9, соединенное при помощи резьбы с валом 3. По перифе- 20 рии упорного кольца 9 выполнены радиальные отверстия 10, предназначенные для того, чтобы посредством инструмента типа стержня (не показан), вставляемого в эти отверстия через оконо 11 корпуса 1 после снятия с этого окна крышки 12, производить перемещение упорного кольца 9 по резьбе вала 3 и тем самым осуществлять регулировку усилия поджатия смазочного колеса 5 к ведущему червяку 2. Пружина 8, линия сжатия которой совпадает с общей осью ведомых колес 4 и 5 и вала 3, поджимая к червяку 2 смазочное колесо 5, одновременно создает усилие в реэьбовом соединении упорного кольца 9 с валом 3, за счет чего это упорное кольцо 9 лишается возможности самоотвинчивания.

В данном случае направление линий витков 13 червяка 2 является правым, направление линий зубьев 14 передающего нагрузку ведомого колеса 4 левым, направление линий зубьев 15 смазочного колеса 5 . — правым. В свя- 4 зи с различием в направлении линий витков 13 червяка 2 и линий зубьев

14 ведомого колеса 4 обеспечивается уменьшенное проскальзывание зубьев

14 колеса 4 по отношению к ниткам щ

13 червяка 2 и, как результат, достигается повышенная износостойкость зубьев этого колеса, а вследствие одинакового направления линий витков

13 червяка 2 и линий зубьев 15 смазочного колеса 5 возникает повышен— ное скольжение в зацеплении и обусловленный этим увеличенный износ зубьев 15 смазочного колеса 5, что способствует лучшему образованию и распространению смазочного порошка по эацепляющимся поверхностям витков червяка 2. Число зубьев 15 смазочного колеса 5 равно числу зубьев 14 ведомого колеса 4. За счет этого угловые скорости вращения и направление вращения обоих колес одинаковы, а следовательно, исключается вращение смазочного колеса 5 относительно вала 3 и, таким образом, обеспечивается высокая износостойкость той цилиндрической поверхности ступицы 7 колеса 5, которая сопрягается с соответствующей цилиндрической поверхностью ведомого вала 3. При этом для того, чтобы зубья 14 и 15 обоих колес, имея разноименное (левое и правое) направление и одинаковое число z в то же время не имели подрезания, осевой модуль rnid червяка 2, число z заходов этого червяка, число z зубьев каждого из двух спироидных колес 4 и 5 и межосевое расстояние а передачи должны быть связаны следующей зависимостью: я (z< — 2,23 г,) = (1,95...2,05)a<, Смазывание зубьев ведом зго колес а 4, передающего нагрузку, происходи т следу ющим обр аз ом.

В результате взаимодействия червяка 2 с поджимаемым к нему смазочным колесом 5 боковые поверхности его витков 13 покрываются слоем смазки. Затем покрытия слоем смазки поверхности входят в з ацепление с боковыми поверхностями зубьев 14 колеса 4 и колеса 5 к червяку 2 вследствие износа зубьев 15 этого колеса ослабевает, крышку 12 снимают и через окно 11 с помощью инструмента типа стержня, вставляемого в отверстия 10 упорного кольца 9, производят такое перемещение последнего по резьбе вала 3, при котором оно приближается к червяку 2, что вызывает более сильное сжатие пружины 8 и, следовательно, обеспечивает требукж|ееся увеличение усилия поджатия смазывающего колеса 5 к червяку 2.

Предлагаемая передача обладает повышенными прочностью, износостойкостью и, следовательно, долговечностью, а в связи с обеспечением одновременного смазывания левых и правых рабочих поверхностей витков ведущего червяка и зубьев ведомого колеса передача способна эффективно передавать нагрузку при эксплуатации в условиях частого реверсирования направления вращения червяка. Кроме того, в предлагаемой передаче имеется устройство, обеспечивающее возможность удобной регулировки усилия поджатия смазочного колеса к червяку в процессе эксплуатации, Формула изобретения

Гиперболоидная зубчатая передача с ротапринтной смазкой зацепления, содержащая ведущий червяк, ведомое червячное колесо и соосное с ним

838208

12 7

Б 4

Фиг. 1 смазочное колесо с зубьями из твердого смазочного материала, подпружиненное к ведущему червяку, о т л и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения долговечности и обеспечения надежной работоспособности передачи в режиме частых реверсирований направления вращения ведущего червяка, передача выполнена спироидной, ведущий червяк расположен между смазочным и ведомым колесами, которые имеют одинаковые числа зубьев, и разноименное направление линий зубьев, а осевой модуль m и число заходо» к

z, червяка, число т зубьев каждого из колес и межосевое расстояние э« передачи связаны следующей зависимостью в л — 2,23z< ) = (1,95... 2,05)

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

Р 389716, кл. F 16 H 1/16, 1976 (прототип).