Прибор для комплексного однопрофильного контролязубчатых колес
Иллюстрации
Показать всеРеферат
O n И C A H H E ()838303
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Сс1юз Советски»
Социалистически»
Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 27. 09. 79(21) 2824775/25-28 (53 ) M Кд.
3 с присоединением заявки М
G 01 В 5/20
Государственный комитет
СССР (23) Приоритет но денем изобретений н открытий
Опубликовано 15.06.81. Бюллетень Ab 22
Дата опубликования описания 17 .06 .81 (53) ЯК 531 717. .2:621.833 (088.8) (72) Авторы изобретения
А. А. Архипенков и И. П. Нежурин,. (7I) Заявитель (54) ПРИБОР ДЛЯ КОМПЛЕКСНОГО ОДНОПРОФИЛЬНОГО
КОНТРОЛЯ ЗУБЧАТЫХ KOJIEC
Изобретение относится к машиностроению, а.именно к средствам контроля зубчатых колес.
Известен прибор для комплексного контроля однопрофильного зацепления цилиндрических прямозубых и червячных колес, содержащий установленные на основании, связанные эталонной передачей с приводом параллельные шпиндели с эталонными червяками разного
10 направления винтовой линии, расположенный под углом к ним шпиндель для закрепления контролируемого колеса, оснащенный тормозом 13.
IS
Недостатком данного прибора является то, что он не позволяет проверять кинематическую точность промежуточных . зубчатых колес (сателлитов планетарных передач) из-за невозможности реа26 лизации особенности проявления кине,матических погрешностей, вытекающих из условий их работы, требующих зацепления с ответными ведущим и ведомым колесами передачи, причем одновременно по правым и левым, профилям.
Наиболее близким к предлагаемому является прибор для комплексного однопрофильного контроля зубчатых колес, содержащий установленные на основании три фиксируемые каретки с параллельными шпинделями, крайние из которых предназначены для установки измерительных зубчатых колес, привод вращения, тормозное устройство и измерительную систему, включающую . преобразователь перемещений в электрические сигналы, электронный блок и регистратор 1 2).
Недостатки указанного прибора заключаются в том, что он предназначен для контроля одного типа колеспромежуточиых, кроме того контроль на таком приборе не дает полную информацию о рабОтоспособности промежуточного зубчатого колеса в передаче, так как в результат контроля не входит отклонение толщины зубьев.
3 838
Цель изобретения — обеспечение контроля зубчатых колес разных типов и повышение его информативности
Указанная цель достигается тем, что прибор снабжен дополнительной
5 измерительной кареткой, установленной на среднеИ каретке с возможностью свободного перемещения в направлении, перпендикулярном плоскости, проходящей через оси шпинделей, 10 шпиндель контролируемого колеса установлен,на этой каретке, соединенной с преобразователем, предназначенным для контроля ее линейных перемещений, привод связан с шпинделями обоих измерительных колес, а тормозное устройство установлено на шпинделе контролируемого колеса.
На чертеже представлена схема прибора, 20
Прибор содержит три шпинделя 1-3 с параллельными осями. Шпиндели 1-3, расположенные на первой крайней каретке 4 и второй крайней каретке (не показана), предназначены для установки измерительных зубчатых колес 5 и 6 н снабжены приводом 7 обеспечи> вающим их синхронное вращение. Шпиндель 2, предназначенный для установки контролируемого колеса 8, связан 30 с тормозным устройством 9 и располо— жен на подвижной каретке 10 которая с помоп1ью шариковых направляющих расположена на средней каретке ll и имеет свободное перемещение перпен- 35 дикулярно плоскости, проходящей через оси крайних шпинделей 1 и 3. С подвижной кареткой 9 связаны пружина
12 и устройство индикации 13 и преобразователь 14 линейных перемещений 40 в электрические сигналы, который через электронный блок 15 связан с регистратором 16.
Работа прибора при контроле кинематической точности зубчатых колес по одноименным профилям осуществляется за счет одновременного действия тормозного устройства 9 и прижимающего, усилия пружины 12 на подвижную ,каретку !О с контролируемым колесом
8, причем прижимающее усилие меньше тормозного. При этом, в начальный момент контролируемое колесо 8 находится в зацеплении, например, с измерительным зубчатым колесом 9, поворот которого вызывает отжим подвижной каретки 10 до касания диаметрально противоположного одноименного про3 3 4 филя контролируемого колеса 8 с измерительным зубчатым колесом 6, после чего контролируемое колесо 8 начнет вращаться
Контроль промежуточных зубчатых колес (сателлитов) осуществляется при отключенном тормозном устройстве
9 только за счет прижимающего усилия пружины 12 на подвижную каретку 10.
При этом, контролируемое колесо 8 входит в зацепление с измерительными зубчатыми колесами 5 и 6 разноименными диаметрально противоположными профилями.
При наличии у контролируемого колеса 8 кинематической погрешности во время вращения измерительных зубчатых колес 5 и 6 и контролируемого колеса 8, происходят возвратно-поступательные перемещения подвижной каретки 10 которые в виде непрерывной функции отображаются устройством индикации 13, или записываются регистратором 16 посредством преобразования преобразователем 14 линейных перемещений в электрические сигналы и обработки в электронном блоке 15.
Использование данного прибора обеспечивает контроль зубчатых колес разных типов, в том числе, как прямозубых, так и косозубых.
Формула изобретения
Прибор для комплексного однопрофильного контроля зубчатых колес, содержащий установленные на основании три фиксируемые каретки с парал-. лельными шпинделями, крайние из которых.предназначены для установки измерительных зубчатых колес, привод . вращения, тормозное устройство и измерительную систему, включающую преобразователь перемещений в электрические сигналы, электронныи блок а и регистратор, о тл и ч ающий с я тем, что, с целью обеспечения контроля зубчатых колес разных типов и повышения его информативности, прибор снабжен дополнительной измерительной кареткой, установленной на средней каретке с возможностью свободного перемещения в направлении, перпендикулярном плоскости, проходящей через оси шпинделей, шпиндель контролируемого колеса установлен на этой каретке, соединенной с преобразователем, предназначенным для контроля ее линейных, перемещений, 5 838303 привод связан с шпинделями обоих измерительных колес, а тормозное уст- h ройство установлено на шпинделе контролируемого колеса.
Составитель Л. Кениг
Редактор Н. Воловик Техред Л. Пекарь Корректор Н. Швыдкая
Заказ 4402/54 Тираж 642 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе б
1. Авторское свидетельство СССР
182899, кл. G 01 В 5/20, !963.
2. Шабалина М. Разработка и исследование методов контроля кинематических погрешностей промежуточных зубчатых колес. Автореф.дис.на соиск. учен. степени канд. наук, M. Станкин (прототип) .