Устройство для заряда и разрядааккумуляторных батарей
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ к лвтовскомм свидютельствю
Союз Советскик
Социалистических
Республик (iii 838829 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 20.09.79 (21) 2818345/24-07 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М. К
Н 01 M 10/48
Н 02 J 7/10
Гесударственнь1й квинтет (53) УДК 621.355. .163 (088.8}
Опубликовано 15.06.81. Бюллетень № 22
Дата опубликования описания 16.06.81 ею аеван нзобретеннй н етврытнй
В. Т. Пусенков, В. Т. Богданов и В. И. Ковальков ь с (72) Авторы изобретения
"! (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАРЯДА И РАЗРЯДА
АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ
Изобретение относится к электротехнической промышленности и может быть использовано для формировки, тренировки и испытания аккумуляторных батарей в тех случаях, когда требуется стабилизация зарядно-разрядных токов и побатарейное отключение.
Известно устройство для заряда и разряда аккумуляторных батарей стабилизированным током, содержащее датчик и задатчик тока, усилитель постоянного тока, тиристорный выпрямитель, фазоимпульсную систему управления, регулирующий транзистор и дополнительный THpHcTopHblH выпрямитель. выходом подключенный к фильтру шунтирующему батарею, и датчик тока (! ).
Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому является устройство, содержащее. силовой трансформатор, тиристорный преобразователь, узел управления тиристорами, систему стабилизации тока, блок коммутации с узлом транзисторной задержки и реле, контакты которого введены в систему стабилизации (2).
Недостатком данного устройства является зависимость работы узла задержки от времени переключения реле. Наличие промежуточного реле, контакт которого включен в цепь заряда конденсатора, ухудшает быст5 родействие срабатывания з адержки. Из-за разброса времени срабатывания возможно, что время отпускания промежуточного реле, контакт которого включен в цепь заряда конденсатора, будет больше времени отпускания промежуточных реле, подключенных к схеме автоматического или ручного отключения (включения) батарей; В результате этого промежуточное реле, контакт которого включен в цепь заряда конденсатора, не сработает. В свою очередь, это приведет к тому, что реле, контакты которого введены в систему стабилизации, не сработает и коммутация силовой зарядно-разрядной цепи произойдет под током. Вторым недостатком является то, что во время замыкания контакта промежуточного реле в начальный момент времени через контакт реле, конденсатор и диод проходит ток, ограниченный только прямым сопротивлением диода, т. е. значительной величины, что при838829
5О
55 водит к снижению надежности схемы задержки.
Указанные недостатки снижают срок службы коммутационных аппаратов и надежность устройства в целом.
Цель изобретения — повышение надежности устройства.
Поставленная цель достигается тем, что в устройство заряда и разряда аккумуляторных батарей, содержащее силовой трансформатор, тиристорный преобразователь, узел управления тиристорами и систему стабилизации зарядно-разрядного токов с контактами реле транзисторной задержки блока коммутации батарей, в блок коммутации введен дополнительный транзистор, база и эмиттер которого соединены через последовательно соединенные переключающие контакты промежуточных реле блока ком vlóòàöèè, а коллектор подключен K0 BxGду транзисторной задержки.
На фиг. 1 представлена блок-схема предлагаемого устройства; на фиг. 2 — блок коммутации с задержкой.
Устройство содержит силовой трансформатор 1, тиристорный преобразователь 2, узел 3 управления тиристорами, систему 4 стабилизации зарядно-разрядного тока, блок 5 коммутации батарей (фиг. 2), в котором аккумуляторные батареи 6 и 7 через коцтакты 8 — 5 подключены к тиристорному преобразователю 2. В систему 4 с- абилизации зарядно-разрядного тока входят усилитель 16 постоянного тока, источник 7 смещения, необходимый для задания начальной фазы регулирования, задатчик 18 и датчик 9 тока. Усилитель 16 постоянного тока через контакт 20 реле 21 блока 5 коммутации подключен к узлу 3 управления тиристорами, Второй выход усилителя 16 соединен с первым выходом источника 17 смещения и сопротивлением 22, шунтирующим выход усилителя. Второй выход источника 17 смещения соединен с узлом 3 управления гиристорами. Первый вход усилителя !6 подключен к задатчику 18 через контакт 23 реле 21, а второй вход усилителя подключен к датчикч 19.
Блок 5 коммутации состоит из контакторов 24 — 27, контакты 12 — 15 которых заведены в силовую цепь аккумуляторных батарей 6 и 7, промежуточных реле 28 и 29, подключенных к схеме 30 автоматического или ручного отклк)чек ия (включения) батарей, включающих контактами 31 и 32 обмотки контакторов, а контакты ЗЗ и 34 этих реле заведены на вход транзнсторного ключа, состоягцего из транзистора 35 и резисторов 36 и 37, включенных на вход схемы задержки, состоящей из транзисторов 38 и 39, резисторов 40 — 42, конденсатора 43, стабилитрона 44 и реле 21, контакты которого введены в систему 4 стабилизации зарядно-разрядного тока.
4 в
lS
3 /ъ
4
Устройство работает следующим образом.
При отключении (включении) батарей 6 и 7 реле 28 и 29 отключают своими контактами 31 и 32 контакторы 24 — 27 и одновременно контактами 33 и 34 на время их переплета открывается транзистор 35, конденсатор 43 быстро разряжается через тр нзистор 35, стабилитрон 44 находится в непроводящем состоянии, в результате чего транзистор 38 закрывается, а транзистор 39 открывается, срабатывает реле 21 и своим контактом 23 отключает вход усилителя 16, а контактом 20 замыкает выход усилителя 16 на шунгирующее сопротивление 22, тем самым снимаются импульсы узла 3 управления тиристорами.
Выходное напряжение усилителя 16 уменьшается до нуля. Одновременно со снятием импульсов управления с тиристорного преобразователя 2 ток в зарядно-разрядной цепи становится равным нулю. Время отпускания или срабатывания реле (контактора) складывается из двух составляющих: времени трогания (т, и времени движения (ф от момента трогания до замыкания или размыкания контакта. Время срабатывания схемы задержки t< складывается из времени трогания т-,, реле 28 и 29, времени срабатывания реле 21. Время разрыва t силовой зарядно-разрядной цепи т складывается из времени отпускания реле 28 и 29 и времени трогания контакторов 24 — 27,коммутирующих аккумуляторные батареи 6 и 7.
Начало времени срабатывания задержки начинается с момента окончания времени трогания t>p реле 28 и 29.
Условие для снятия импульсов управления раньше размыкания силовой цепи контактами контактора выразится (;р где tg — время срабатывания задержки; .у -- время трогания реле 28, 29;
tpg — время разрыва силовои зарядноразрядной цепи.
После окончания времени движения ting контакта 33 или 34 транзистор 35 закрывается. Происходит заряд конденсатора 43 через резистор 37 до напряжения пробоя стабилитрона 44, после чего транзистор 38 открывается, а транзистор 39 закрывается, реле 21 обесточивается и в силовой зарядноразрядной цепи появляется ток. Время задержки устанавливается резистором 37 и конденсатором 43.
Применение предлагаемого устройства при проведении испытаний аккумуляторов повышает надежность зарядно-разрядного устройства, так как процесс коммутации происходит всегда в обесточенной силовой цепи. При испытании не наблюдалось подгорания контактов. Изобретение может найти применение при использовании в качестве коммутационных аппаратов контакторов ч реле.
838829
Формула изобретения т"и7.2
Составитель И. Найдина
Реда кто р М. Келем еш Техред А. Бойкас Корректор С. Щомак
Заказ 4454/80 Тираж 784 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Устройство для заряда и разряда аккумуляторных батарей, содержащее силовой трансформатор, тиристорный преобразователь, узел управления тиристорами, систему стабилизации токов, включенную на вход узла управления и блок коммутации батарей с транзисторной задержкой, выполненный на базе контакторов и промежуточных реле, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности работы устройства, в блок коммутации введен дополнительный транзистор, база и эмиттер которого соединены через последовательно соединенные переключающие контакты промежуточных реле блока коммутации, а коллектор подключен ко входу транзисторной задержки.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
Ке 372604, кл. Н 02 J 7/10, 1971.
2. Авторское свидетельство СССР
Хо 541226, кл. Н 01 М 10/48, 1974.