Электрическая машина с газостатичес-ким подшипником

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советскнх

Соцналнстнческнх

Республнк

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (6l ) Дополнительное к авт. свин-ву (22) Заявлено 20.09.79(2i) 2823818/24-07 (53)М. Кл.

Н 02 К 5/00 с присоединением заявки М (23) Приоритет

Ввударственай квинтет

СССР ие авлам иэебретеннй и етнрмтнй

Опубликовано 15.06.81. Бюллетень М 22 (53) У.йК624..3l3. .04(088.8) Дата опубликования описания 20.06.81 (72) Автор изобретения

В. А. федотов (7!) Заявитель

Винницкий политехнический институт (54 ) ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С ГАЗОСТАТИЧЕСКИМ

ПОДШ ИП НИКОМ

Изобретение относится к электромаши нос троению и м ожет найти применение в качестве рацичльного газостатичоского подшипника электрического двигателя.

Известен газостатический подшипник, сост ояший из вала, на который напрессо ван ротор электродвигателя, и втулки иэ пористого материала, на рабочую поверхность которой нанесено несколько продольных глухих канавок 1). то

Недостатками данного гаэостатического подшипника являются сложность конструкции, технологии изготовления и наличие материалов со специальными свойствами.

Наиболее близка к предлагаемой по технической сущности электрическая машина с газостатическим подшипником, образованны м наружной поверхностью ротора и внутренней поверхностью иемагинтной втулки, установленной в расточке статора, в зазор между которыми подается гаэ через каналы, выполненные в сердечнике статора (2).

Недостатками такой конструкции являются значительные конструктивные и . технологические трудности при изготовлении большого числа каналов в статоре электродвигателя и повышенный раскоп газа через подшипник.

Цель изобретения - упрощение конструкции и технологии изготовления.

Поставленная цель достигается тем, что в электрической машине с гаэостатнческим подшипником, образованным наружной. поверхностью ротора и внутренней поверхностью немагнитной втулки, установленной в расточке статора,. в зазор между которыми подается гаэ, на рабочей поверхности ротс ра выполнены продольные канавки..

При этом .канавки на поверхности ротора могут быть расположены паап углом к оси машины.

На чертеже схематически изображена предлагаемая электрическая машина, р®зреэ.

3 8389

Гаэостатический подшипник образован внутренней поверхностью немагнитной втулки 1, установленной в расточке статора

2, s котором сделано отверстие 3 для подачи сжатого газа в круговую канавку

4 и рабочий зазор подшипника, и внешней поверхностью ротора 5, на которой нарезаны прецизионные микроканавки 6, Устройство работает следующим образом.

Газ под давлением поступает через отверстие 3, выполненное в статоре 2, в кольцевую канавку 4, а затем, разветвляясь на два потока, сжатый газ проходит последовательно через зону с прецизионным микроканавками 6, зону без канавок и вытекает в окружающую среду.

В известном газостатическом подшипнике гаэ для удержания ротора в равнов зсном положении поступает в зазор подшипника через ряд каналов, образующих две линии наддува. Известно, что число каналов в одном ряду составляет

8-12, а диаметр каналов зависит от за- 25 эора подшипника и лежит в пределах

0,0025-2,5 мм. Изготовление такого большого количества каналов малого диаметра в статоре электродвигателя вызывает значительные технологические 30 трудности. Кроме того применение двух линий наддува в гаэостатическом подшипнике приводит к образованию застойной зоны между линиями наддува, что вызывает значительный нагрев электродвига- 35 теля. Чтобы ликвидировать этот недостаток приходится вводить дополнительные каналы, через которые подается гаэ для отвода тепла иэ застойной зоны, что приводит к уменьшению подъемной 40 силы, а значит, и надежности газостатнческого подшипника и значительизобретения

Ф ор мула

1. Электрическая машин I с газостатическим подшипником, образоианпым наружной поверхностью ротора и внутренней поверхностью немлгнитной втулки, установленной в растопке стлтор», в зазор между которыми под;и тея гпз, о т -. л и ч а ю щ а я с я те», что, с целью упрощения конструкции и техпологии изготовления, нл поверхности ротора выполнены продольные кан;шкп.

Мппппапеп.1,отлпчаю— щ а я с я тем, что к;ш«вкп расположеНЫ ПОД УГЛОМ К ОСИ М;4ПИПЬЬ

Источники инфо(м: пни, принятые во внимание !If>H экспертизе

1. Авторское свидетельстве СССР

No. 184565, кл. F 16 С 32/06, 1960.

2. Патент СССР Ф 318251, кл. Н 02 К 5/00, 1967 °

15 4 ному увеличению распил «жлт.1 газа.

В предлагаемом устрой< тве в стат ч е электродвигателя выполнено ToJIl.êî одно отверстие большого дип м «тра (2 -5 м м ) и для удержания ротора в равновесном положении на рабочей поверхности ротора нарезаны прецизионные микроканав ки. Таким образом, достигается значительное упрощение конструкции и технологии изготовления гаэостатического подшипника. Кроме того в предлагаемом гаэостатическом подшипнике отсутствуют застойные зоны, что обеспечивает отвод тепла со всей поверхности статора и ротора электродвигателя, и оно имеет наибольший восстанавливающий момен1 . при угловых перекосах ротора по сравнению с другими типами газостатичесКНх lIoQllJNHHHKoB с одной линией наддува.

ВНИИПИ Заказ 4466/84

Тираж 7ЛО Подписное

Филиал ППП "Патент, г.Ужгород,ул Проектная,4