Узел подпятника вертикальной элект-рической машины
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советсиик
Соцналнстнчесиик
Реснублии
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
< 1838918 (61) Дояолинтельное к авт. санд-ву (51)М. Кл.
Н 02 К 5/3.6 (22) Заявлено 12. 10.79 (21) 2829136/24 -0 с присоединением заявки М
Ввудвретеаиаб кенвтет
CCCP ае явлен взевретенвв в втарнтвв (23)Приоритет
ОпУбликовано 3. 5.06.8l. бюллетень,нь22
Дата опубликования описания 20.06. 8l. (53) УД К621.313. .7 13(088.8) (72) Авторы изобретения
Г. М. Зимин, А. А. Карымов, А. В. Глазенко и Ю. Ф. Хозиков (71) Заявитель (54) УЗЕЛ ПОЙПЯТНИКА ВЕРТИКАЛЬНОЙ
ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ
Изобретение относится к тяжелому электромашиностроению и энергомашиностроению и предназначено для применения, например, в гидрогенераторах.
Известен узел подпятника вертикальной электрической машины, выполненный в виде плоского диска и сидящего на валу стального конуса, расположенных в масляной ванне (1).
Однако данная конструкция подпятника обладает малой несущей способностью и может применяться только для электрических машин небольшой мощности.
Наиболее близок к предлагаемому узел подпятник вертикальной электрической машины, содержащий вал со сту1j лицей, закрепленный на ступице упорный диск и сегменты, размещенные в ванне, заполненной маслом и уплотненной относительно ступицы (2).
Недостатками такой конструкции являются ненадежная работа при ысоких нагрузках, а также в режимах пуска и остановки электрической машины, болыпой габарит и. значительные потери на трение.
Цель изобретения — увеличение нагрузочкой способности подпятника путем создания подъемной силы.
Указанная цель достигается тем, что подпятник снабжен источником повышенного давления масла, соединенным трубопроводами с объемом ванны, и «амерами, снаружи охватывающими ванну, причем между образующими поверхностями упорного диска и внутренними поверхностями стенок ванны образованы бесконтактные уплотнения, разделявшие объем, ванны и камеры.
При этом образующие поверхности с упорного диска и участки внутренних поверхностей ванны в зоне уплотнения. могут быть выполнены коническими.
На фиг. 1 схематически показан предлагаемый узел подпятника гидрогенератора, продольный разрез, на фиг. 2пример вы ожения узла бесконтактного уплотнения подпятника гидрогенератора.
3 838
На валу гидрогенератора 1 посредством ступицы 2 закреплен упорный диск
3 с цилиндрическими боковыми поверхностями. Этот диск лежит на сегментах
4, опирающихся через тарельчатые пружины 5 на сферические головки опорных болтов 6, закрепленных на дне ванны 7, заполненной .маслом. М аслованна содер жит стол подпятника 8 с закрепленными на нем упорами сегментов и маслоохла- 10 дители 9, а ее объем через трубопровод
10 связан с источником 11 повышенного давления смазки (например, с маслонасосом), Снаружи маслованны имеются дополнительные камеры 12, трубопровода.- )5 ми 13 соединенные с источником повышенного давления смазки. Между внутренними цилиндрическими поверхностями стенок верхней части маслованны и боковыми цилиндрическими поверхностями 20 упорного диска имеются гарантированные радиальные зазоры, образующие бесконтактные щелевые уплотнения объема маслованны. Выходные отверстия этих уплотнений с дополнительными камерами 25
12 связаны каналами, образованными маслоотражаюшими кожухами 14, при этом сами дополнительные камеры отделены от атмосферы уплотнениями 15.
Маслоохладитель 9 может быть раз- З0 мешен и вне объема маслованны. (выносной маслоокладитель), а для бесконтактного уплотнения возможно применение схемы щелевого, лабиринтного, вихревого или винтоканавочного типов уплотнения. 35
Наружная поверхность упорного диска
3 и участок внутренней поверхности ванны в зоне уплотнения могут быть выполнены коническими. Такая конструкция может применяться в узлах под- 40 пятника, обладающих большим радиальным боем вала в зоне упорного диска.
Устройство работает следующим образоме
Маслонасос 11 по трубопроводу 10 подает смазку в маслованну подпятника, где вследствие ограниченности ее истече. ния из маслованны через бесконтактные уплотнения, устанавливается избыточное над атмосферам давление,. Это давление,50 воздействуя на нижнюю торцовую поверхность упорного диска, создает подъем ную силу, компенсирующую часть полной нагрузки на подпятник. .55
Под действием давления в масловачне через бесконтактные уплотнения между диском и стыками маслованны существ вует некоторый расходный поток смазки, 918 4. который- маслоотражающими кожухами
14 направляется в дополнительные камеры
1 2, откуда собранная смазка по трубопроводам 13 вновь поступает в маслонасос 11. Уплотнения 15 между стенками дополнительных камер и ступицей 2 диска
3 служат для предотвращения разбрызгивания -смазки на сливе дополнительные камеры и попадания его паров в атмосферу.
Эти уплотнения не препятствуют поддержанию в дополнительных камерах атмосферного давления..Яаслоохладители 9 служат для отвода потерь трения подпятника и могут быть выполнены выносными (вне подпятника последовательно включенными с маслонасосом).
Благодаря конической форме шелевого зазора между упорным диском 3 и стенками маслованны в зоне уплотнения можно добиться уменьшения утечек масла через бесконтактные уплотнения..
Предлагаемая конструкция позволяет снизить размеры подпятника и уменьшить потери на трение в нем, а также повысить надежность в режимах пуска и остановки.
Формула изобретения
1. Узел подпятника вертикальной электрической машины, содержащий вал со ступицей, закрепленный на ступице упорный диск и сегменты, размещенные в ванне, заполненной маслом и уплотненной относительно ступицы, о т л и ч аю ш и и с я тем, что, с целью увели- . чения нагрузочной способности подпятника путем создания подъемной силы, он снабжен источником повышенного давления масла, соединенным трубопроводами с объемом ванны, и камерами, охватывающими ванну снаружи, причем между образующими поверкностями упорного диска и поверхностями стенок ванны образованы бесконтактные уплотнения, разделяющие объем ванны и камеры
2. Узел по п. 1, о т л и ч а ю— ш и и с я тем, что образующие поверхности упорного диска и участки внутренних поверхностей ванны в зоне уплотнения выполнены коническими.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Алексеев А. Е. Конструкция элек. трических машин. М., Госэнергоиздат„
1958, с. 312.
2. Там же, с. 314, рис. 9-33.