Электрическая машина
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (i»838920
Союз Советсиик
Социалистических
Республик (61) Дополнительное к авт. саид-ву (22)Заявлено 19. 10.79(21) 2828489/24-07 с присоединением заявки М (53)M. Кл.
Н 02 К 7/12
Гевударствеяей квинтет
CCCP ае леван нзевретеккВ н вткрнтия
Н 02 К 9/04.(23) Приоритет (53) УДК 621.313. .7 13(088.8) Опубликовано 15.06.81, Бюллетень М 22
Дата опубликования описания 20.06.81 (72) Автор изобретения
И. В. Бочкарев (71) Заявитель
Фрунзенский политехнический институт
1 (S4) ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА!
Изобретение относится к электромашиностроению, в честности к электродвигателям, приводящим во вращение вентиляторы.
Известна электрическая машина, состоящая из статора и ротора, который сво- бодно вращается на подвижном валу, кон-. . сольно установленном в корпусе. На торцовой части ротора со стороны консольного конца вала закреплена крыльчатка вентилятора $1).
Недостатком данной конструкции электрической машины является невозможность регулирования производительности вентилятора.
Наиболее близка к предлагаемой электрическая машина, содержащая корпус со статором, вал со свободно сидящим на нем через подшипники ротором и, крыльчатку вентилятора, закрепленную на роторе 12) °
Недостатком этой конструкции являеч» ся то что регулировать производительность вентилятора невозможно без приме2 кения дополнительных устройств, например делителя напряжения.
Бель изобретения — повышение экономичности путем плавного регулирования производительности вентилятора.
Укаэанная цель достигается тем, что вал ротора устанавливается с возможнос тью продольного перемещения относительно статора, например посредством резьбы, выполненной в корпусе статора и на валу.
На чертеже схематически изображена предлагаемая электрическая машина, про» аольный разрез.
Статор l с обмотками 2 запрессован в корпус 3, имеющий чашеобразную форму. Короткозамкнутый ротор 4 установлен на валу 5 на подшипниках 6 и 7 и имеет лороткозамыкающие кольца 8 и 9, выполненные с. приливами..Крыльчатка осевого вентилятора 10 закреплена на роторе 4 при помощи болтов ll. Вал
5 с корпусом 3 имеет по одну сторону резьбовое соединение 12, а с другой
3 83 стороны установлен во втулке 13 с возможностью осевого перемещения. Втулка
13 посредством стоек 14 крепится в пазу 15 на корпусе 3 болтом 16. На вапу
5 жестко установлены ограничители 17 и 18 и регулировочная ручка 19. На корпусе 3 закреплена крышка 20.
При подаче напряжения на обмотке
2 статора 1 на ротор 4 начинают действовать электромагнитные силы, приводящие его во вращение. При этом, если ротор 4 занимает положение, при котором его поперечная ось совпадает с осью статора 1, его частота вращения максималь но возможная и, следовательно, производительность вентилятора 10 в этом положении также максимальная. При вращении регулировочной ручки 19 вал 5 пс резьбовому соединению 12 перемещается в аксиапьном направлении относительно корпуса 3. Тем самым ротор 4 смещается относительно статора 1 и, поскольку магнитный поток уменьшается, то частота вращения ротора 4 также уменьшается, а следовательно, изменяется и производительность вентилятора 10. Предел регулирования частоты вращения ротора
4 определяется местом установки ограничителя 17. Регулировать частоту вра» щения можно и дистанционно, заменив регулировочную ручку 19 электромеханической системой. Аналогичную конструк8920 4 цию для регулирования частоты вращения ротора можно выполнить и для обращенного электродвигателя с внешним ротором.
Достоинством прецла гаемой электричес5 кой машины является возможность падеж ного и плавного регулирования производительности вентилятора. При этом конструкция электрической машины остается простой и не требует применения дополнительных устройств.
Ф о р м у л а. и з о б р е т.,е н и я
Электрическая машина, содержащая корпус со статором, вал со свободно сидяцп..м на нем .через подшипники ротором и крыльчатку вентилятора, закрепленную на роторе, отличающаяся тем, что, с целью повышения экономичности путем плавного регулирования производительности вентилятора, вал ротора установлен с возможностью продольного перемещения относительно статора, например посредством резьбы, выполненной в корпусе статора и на валу.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Патент Франции J4 2156952, зо кл. Н 02 К 7/00, 1973.
2. Патент Англии Ж 1415372, кл. Н 2 А, 1976.
f8
Составитель A. Воинов
Редактор В. Романенко Техред Л. Пекарь корректор М. Демчик
Закю 4466/84 Тираж 730 Подписное
ВНИИПИ Государственного к6митета СССР по делам изобретений и открытий
ll3035, Москва, Ж-35, Раушскаи наб., д. 4/5 филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4