Электрическая машина

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОП ИСАН И Е (1ц838923

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советсккк

Соцналистнческих

Республик (61) Дополнительное к авт. сеид-ву (22) Заявлено 25.06.79 (2! ) 2787833/24 07 (54)М. Кд.

Н 02 К 9/08 с присоединением заявки М

Ваудеретвеннмй кемнтет

CCCP ю аелем нэабретеннй н вткрытнй (23) Приоритет (53) УДК621.313. .7 13(088.8) Опубликовано 15.06.81.. Бюллетень М 22

Дата опубликования описания 20.06.81

Ю. В. Поршнев, Л. А. 3барский, Е. В. Оствнькович,. Н. $ ÊóÚüù„. и В. Я. Волох (72) Авторы изобретения и

Э

1 (7l) Заявитель (54) ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА

Изобретение относится к электротех-. шасе и может быть использовано в электрических машинах переменного тока.

Известна электрическая машина с радиальноно-согласной циркуляцией внутреннего воздухаа, у которой через лобовые части обмотки статора прогоняется охлаждающий воздух крыльями ротора (1).

Недостатком такой конструкции является низкая эффективность охлаждения машины, так как крылья .ротора создаап малый напор., Наиболее близкой к изобретению является электрическая машина, содержа. щая магнитопровод статора с обмоткой, ротор с прилегающими к его торцам короткозамыкаюшими кольцами с радиальнымн вентилягиоп каналами, открытыми со ,стороны лобовых частей обмотки статора, и вентиляторы с несущими дисками $2).

Недостатком конструкции такой машины является большая технологическая . сложность выполнения вентиляционных каналов в короткозамкнутых кольцах ротора, которая увеличивает трудоемкость изготовления электрической машины. Кроме того, в этой коснтрукции электрической машины радиальные вентиляционные каналы короткозамкнутых колец ротора создают дополнительное сопротивление потоку охлаждающего воздуха в зоне лобовых частей обмотки статора и увеличивают вентиляционные потери машины, так как вентиляционные каналы «ороткозамкнутых колец ротора являются противонапорными элементами машины.

Цель изобретения- повышение эффективности с одновременным упрощением конструкции электрической машины.

Поставленная цель достигается тем, что радиальные вентиляционные кс палы выполнзны в торцовых частях «ороткозамыкающих колец закрытыми со стороны вала, а несущие диски вентиляторов црилегают к торцам короткозамыкаюших колец, причем диски вентиляторов выпол иены с отверстиями сообщающимися с

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе. 3 8389 радиальными каналами короткозамыкающих колец.

На фиг. 1 изображена часть электрической машины, продольный разрез; на фиг. 2 — то же, разрез по радиальному каналу короткозамыкающего кольца.

В торцовых .частях короткозамыкающих колец 1 ротора 2 имеются радиаль-. ные вентиляционные каналы 3, которые выполнены в виде пазов. Несущие диски 1р

4 вентиляторов 5 прилегают к торцам короткозамыкаюших колец l. Радиальные вентиляционные каналы 3 выполнены открытыми со стороны лобовых частей 6 обмотки статора и закрытыми со сторо- 15 ны вала 7 ротора. Подлопаточные. камеры

8 сообщаются с радиальными каналами

3 через отверстия 9, выполненные в несущих дисках 4 вентиляторов 5. Межтрубное пространство 10 теплообменника 20

1l сообщается с промежуточными камерами 12, расположенными между направляющими выгородками 13 и подшютникс— выми шитами 14., Подлопаточные камеры

8 и аксиальные вентиляционные каналы 1525 ротора 2 сообщаются также с промежуточными камерами 12. Радиальные вентиляционные каналы 16 ротора 2 сообщаются с аксиальными каналами 15 ротора 2 и межтрубным пространством 30

10 теплообменника 1 1 через воздушный зазор 17 машины и радиальные вентиляционные каналы 18 магнитопровода 19 статора.

Выходящий из вентиляторов 5 и радиальных каналов 3 хладагент поступает в межтрубное пространство 10 теплообменника 11 через решетку лобовых частей

6 обмотки статора. Из каналов 15 ротора 2 хлацагеит поступает также в меж-40 трубное пространство 10 теплообменника

ll через радиальные вентиляционные каналы 16 ротора 2, воздушный зазор

17 машины и радиальные вентиляционные каналы 18 магнитопровода 19 статора.

23 ф

Из межтрубного пространства 10 теплообменника 11 через камеры 12 хладагент попадает в подлопаточные камеры

8, затем струи потока хлацагента направляются в вентиляторы 5, отверстия 9 несущих дисков 4 вентиляторов 5 и аксиальные вентиляционные каналы 15 ротора

2. В радиальные вентиляционные каналы

3 короткозамыкающих колец 1 ротора хладагент поступает через отверстия 9 несущих дисков 4 вентиляторов 5.

Предлагаемая коснтрукция позволяет уменьшить габариты, массу, вентиляционные потери и трудоемкость изготовления электрической машины.

Формула изобретения

Электрическая машина, содержащая магнитопровод статора с обмоткой, ротор с прилегающими к его торцам короткозамыкающим и кольцам и с радиальными вентиляционными каналами, открытыми со стороны лобовых частей обмотки статора, и вентиляторы с несущими дисками, отличаюшаясятем,что, с целью повышения эффективности охлаждения при одновременном упрощении, радиальные вентиляционные каналы закрыты со стороны вала, а несущие диски вентиляторов сопряжены с торцами короткозамыкаюших колец и им".ют отверстия, сообщающиеся с радиальными каналами короткозамыкающих колец.

1. Бурковский А. H. и др. "Нагрев и охлаждение электродвигателей взрывонепроницаемого исполнения". М„Энергия", 1970, с. 8, рис. 1-3.

2. Авторское свидетельство СССР

1Ф 562040, кл. Н 02 К 9/08, 1977.

838923 Pui.1

A-Я

Составитель Д. Корцева

Редактор Л. Копепкая Техред Л.Пекарь Корректор С. Ш омах

Заказ 4466/84 Тираж 7 30 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

Х 13035, Москва, Ж-35, Раушская наб. д..4/5 филиал ППП: Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4