Коробка передач для трактора

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОП ИСАН И Е

Союз Советски к

Социалистическик

Республик

< >839753

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву № 4?5297 (22) Заявлено 03.09.79 (21) 2812518/27-11 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет—

Опубликовано 23.06.81. Бюллетень № 23

Дата опубликования описания 28.06.81 (51) М. Кл.

В 60 К 17/08

Гееудерстееииый кемитет пе делам изебретеиий и еткрмтий (53) УДК 629.114. . 2-585 (088.8) (72) Авторы изобретения

К. И. Городецкий, В. М. Мастеровой, Б. А. Любрмцв, Д. Е. Флеер, П. Я. Прицкер, П. А. Стецко, С. Л. Кустайоиич, О. К. Довнар, В. Е. Борейшо и М. Н. КуфОдт1к,. (71) Заявитель (54) КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ДЛЯ ТРАКТОРА

Изобретение относится к тракторостроению, в частности к коробкам передач тракторов, снабженных ходоуменьшителем.

По основному авт. св. № 475297 известна коробка передач преимущественно для трактора, содержащая редуктор, установленные в редукторе соосные входной и выходной валы, параллельные им промежуточный и вал реверса, размещенные на валах шестерни, и расположенный в отдельном корпусе ходоуменьшитель, выполненный в виде планетарного ряда, один из элементов которого — коронная шестерня, соединена с шестерней на валу гидрообъема тормоза, и другие — посредством промежуточных шестерен с соответствующими шестернями, установленными на валу реверса, причем корпус ходоуменьшителя снабжен соединительными элементами для блокирования коронной шестерни (1).

Недостатком известной коробки является невозможность отбора от трактора взаимонезависимых потоков мощности.

Цель изобретения — расширение функциональных возможностей путем обеспечения возможности отбора дополнительных потоков мощности — синхронного со скоростью трактора и независимого.

Указанная цель достигается тем, что известная коробка передач снабжена гидропередачей с системой управления, гидронасос которой кинематически связан с соответствующими шестернями коробки передач посредством механизма включения независимого и синхронного со скоростью трактора потоков отбора мощности, а система управления выполнена в виде распределителя, !

О установленного в напорной гидролинии гидропередачи и сообщенного с регулятором потока рабочей жидкости для подключения

его в режиме отбора мощности к напорной гидролинии упомянутой гидропередачи, и напорного гидроклапана, подключенного к пост ледней.

На чертеже представлена кинематическая схема коробки передач.

В корпусе 1 коробки передач установлен соединенный с двигателем входной вал 2 с шестерней 3, которая через шестерни 4 и 5 соединена с шестерней 6, установленной на валу реверса 7 с возможностью свободного вращения относительно него. Шестерня 6 зацепляется с промежуточной входной

839753

55

3 шестерней 8 с ходоуменьшителя, которая жестко соединена с солнечной шестерней

9 планетарного ряда. Солнечная шестерня

9 через сателлиты соединена с коронной шестерней 19, а оси сателлитов установлены на водиле, жестко соединенном с промежуточной вал-шестерней 11. На торцовой поверхности юронной шестерни имеются отверстия под штифты, а на ее наружной цилиндрической поверхности жестко укреплен зубчатый венец 12, соединенный с шестерней 13, которая установлена на валу 10

14 гидротормоза, состоящего из насоса 15, регулируемого дросселя, предохранительного клапана, .маслобака (не показаны на чертеже) . Промежуточная вал-шестерня

11 соединена с промежуточной †выходн шестерней 16 ходоуменьшителя. Все шестер15 ни ходоуменьшителя от входной 8 и до выходной 16 установлены в корпусе 17, который крепится к левому люку коробки передач. В корпусе ходоуменьшителя предусмотрены отверстия для установки штифтов 18, 2О которые одновременно могут входить в отверстия на торцовой поверхности коронной шестерни, блокируя ее на корпус. Промежуточная-выходная шестерня 16 может соединяться с шестерней 19, установленной на шлицах на валу реверса с возможностью осевого перемещения с помощью рычага переключения. При выключенном ходоуменьшителе шестерня 19 зацепляется с шестерней

6, которая в этом случае оказывается сблокированной с валом реверса 7.

На валу реверса 7 с возможностью осевого перемещения установлена шестерня 20 первой передачи и заднего хода, которая зацепляется либо с шестерней 21 (движение перед ходоуменьшителем), либо с шестерней

22 (движение назад с ходоуменьшителем).

Шестерня 21 зацепляется с шестерней 23, которая, как и шестерня 22, расположена на промежуточном валу 24 коробки 1 передач.

С этим же валом связана двухвенцовая диапазонная шестерня, один венец 25 которой 4О может зацепляться с шестерней 26, закрепленной на выходном валу 27, а другой 28 при переключении — с шестерней 29, соединенной с шестерней 30, жестко установленной на выходном валу 27 коробки 1 передач. Выходной вал через задний мост обычным образом связан с.движителями — колесами трактора.

К корпусу 17 ходоуменьшителя крепится гидронасос 31, на валу 32 которого с возмож- 5О ностью осевого перемещения установлен механизм 33 включения независимого и синхронного со скоростью трактора потоков отбора мощности, выполненный в виде двухвенцовой шестерни. В одном положении механизма переключения (как показано на чертеже) больший венец шестерни зацепляется с промежуточной вал-шестерней 11, и при этом гидронасос 31 оказывается соединенным че4 рез промежуточную шестерню 16, шестерню

19 и соответствующие шестерни коробки передач с выходным валом 27 и движителями трактора. В другом положении механизма переключения (при перемещении по: стрелке) меньший венец шестерни зацепляется с другой промежуточной шестерней 8 ходоуменьшителя, а больший венец из зацепления — с вал-шестерней 11. При этом гидронасос 31 оказывается соединенным через шестерню 6 на валу реверса 7 и соответствующие шестерни коробки передач с первичным валом 2 и двигателем трактора. Возможно также третье (нейтральное) положение механизма переключения, когда он отключает привод гидронасоса 31.

Гидронасос 31 напорной гидролинией

34 соединен с напорным гидроклапаном 35 и с распределителем 36, к выходу которого подключен гидромотор 37. К распределителю 36 подключен регулятор 38 потока рабочем жидкости. Всасывающая 39 и сливная 40 гидролинии соединены с маслобаком

41, сливная гидролиния 42 — с маслобаком

43, сливная гидролиния 44 — с маслобаком

45.

Коробка передач работает следующим образом.

При движении трактора на пониженных скоростях вперед шестерни 19 и 20 на валу реверса включены, как показано на чертеже.

Вращающий момент от двигателя через главную муфту сцепления передается к входному валу 2 и через шестерни 3, 4, 6 и 8— к солнечной шестерне 9, которая, в свою очередь, через сателлиты и водило передает момент на промежуточную вал-шестерню

ll и шестерни 16, 19, 20, 21, 23, 25 и 26 и далее к выходному валу 27 коробки 1 передач, а затем обычным путем — через задний мост — к движителям трактора.

При отборе потока мощности, синхронного со скоростью трактора, механизм 33 включения соединяет вал 32 гидронасоса

31 с промежуточной вал-шестерней 11 ходоуменьшителя, при этом осуществляется кинематическая связь гидронасоса 31 с движителем трактора и гидравлическая — с гидромотором 37 (средняя позиция. распределителя 36). В этом случае гидромотор 37 вращает вал отбора мощности.

При переключении механизма 33 включения в направлении, указанном стрелкой на чертеже, вал 32 гидронасоса 31 отсоединяется от промежуточной вал-шестерни 11 и соединяется с промежуточной входной шестерней 8 ходоуменьшителя, При этом осуществляется кинематическая связь гидронасоса 31 с двигателем трактора. Гидронасос 31, вращаясь с постоянной скоростью, определяемой частотой вращения вала двигателя, обеспечивает отбор мощности, независимый от скорости трактора.

839753

Формула изобретения

ВНИИПИ Заказ 4626/l 5 Тнраж 732 Подписное филиал ППП сПатентэ, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Коробка передач преимущественно для трактора по авт. св. Ма 475297, отличающаяся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей путем обеспечения возможности отбора дополнительных потоков мощности: синхронного со скоростью трактора и независимого, она снабжена гидропередачей с системой управления, гидронасос которой кинематически связан с соответствующими шестернями коробки передач посредством механизма включения независимого и синхронного со скоростью трактора потоков отбора мощности, а система управления выполнена в виде распределителя, установленного в напорной гидролинии гидропередачи и сообщенного с регулятором потока рабочей жидкости для подклю5 чения его в режиме отбора мощности к напорной гидролинии упомянутой гидропереда.чи, и напорного гидроклапана, подключенного к последней.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетел ьство С С С P

Хе 475297, кл. В 60 К 17/08, 1975.