Механизм отбора мощности транспортногосредства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советскик

Социалистических

Республик

САНИЕ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 03.04.79 (21) 2745364/27-11 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М. Кл з

В 60 К 17/28

В 60 К 25/06

Гееударотвеннын комитет (53) УДК 629.113-585.9 (088.8) Опубликовано 23.06.81. Бюллетень №23

Дата опубликования описания 28.06.81

IIo делам нзовретеннй и открытий (72) Авторы изобретения

О. К. Довнар и П. А. Стецко (71) Заявитель (54) МЕХАНИЗМ ОТБОРА МОЩНОСТИ ТРАНСПОРТНОГО

СРЕДСТВА

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к механизмам привода валов отбора мощности тракторов и аналогичных машин.

Известен механизм отбора мощности транспортного средства, содержаший двухступенчатый редуктор, полый ведущий вал с ведушей шестерней, имеющий шлицы на внутренней поверхности, соосно установленным указанному валу переставной ведомый вал со шлицами, выполненными в центральной его части и на одном из его концов, для связи упомянутого вала соответственно с ведомой шестерней упомянутого редуктора на первой передаче и ведущим валом на второй передаче (1).

Недостатком данной конструкции является необходимость расположения на переставном xB(.TOBèêå дополнительного шлицевого участка, в результате чего значительно вырастают материалоемкость и габариты узла. При этом, учитывая, что положение торца хвостовика определяет расположение ряда узлов на транспортном средстве (навесного, прицепного, буксирного и других устройств), увеличение габаритов механизма привода вала отбора мощности приводит к значительному повышению материалоемкости и увеличению габаритов, а также усложнению компоновки и конструкции транспортного средства.

Цель изобретения — уменьшение габаритов.

Поставленная цель достигается тем, что механизм отбора мощности снабжен втулкой, установленной внутри ведущего вала, и устройством ее фиксации относительно последнего, причем втулка выполнена со шлицами на внешней поверхности для связи с ведущим валом и на внутренней поверхности для связи с упомянутым концом ведомого вала, с упором на внутренней ее поверхности и с, по крайней мере, двумя радиальными отверстиями, при этом устройство фиксации втулки выполнено в виде шариков, распсложенных в упомянутых отверстиях втулки, и подпружиненного относительно ведущего вала поршня, установленного во втулке между упором и шариками для возможности взаимодействия его на второй передаче с последним.

На чертеже изображен предлагаемый механизм двухскоростного привода вала отбора мощности транспортного средства.

Он содержит ведущую шестерню 1 с внутренними шлицами, связанную через меха839758 низм управления с приводным элементом, например двигателем (на чертеже механизм управления и приводной элемент не показаны), и ведомую шестерню 2 с внутренними шлицами, связанную с ведущей шестерней 1 через три блок-шестерни 3, установленными через 120 на осях 4 в корпусе 5.

Хвостовик 6 содержит шлицевые концы 7 и 8, шлицевой участок 9 для зацепления с ведомой шестерней 2, а также полость 10, выполненную на конце 8. В ведущей шестерне 1 установлена пустотелая шлицевая втулка 11, содержащая шарики 12, установленные в радиальных отверстиях 13. Шестерня

1 содержит канавку 14, а во втулке 11 установлен с возможностью перемещения поршень 15 с пружиной 16, конической поверхностью 17 и удлинителем 18. Выход поршня из втулки ограничен стопорным кольцом 19. Фиксация хвостовика осуществляется стопорным кольцом 20 и проставкой 21, уплотнение — резиновым кольцом 22.

Механизм работает следующим образом.

Момент от приводного элемента через механизм управления передается на ведущую шестерню 1, получающую 1000 об/мин, и через блок-шестерни 3 — на ведомую шестерню 2, получающую 540 об/мин.

При вынутом хвостовике 6 под действием пружины 16 пустотелая шлицевая втулка 11 перемещается в заднее положение, при этом поршень 15, воздействуя конической поверхностью 17 на шарики 12,вводит их в канавку 14 ведущей шестерни 1 и фиксирует втулку 11 от перемещения.

При установке хвостовика 6 шлицевым концом 7 для привода сельскохозяйственных машин на 540 об/мин (верхняя часть чертежа) он шлицевым участком 9 связывается с ведомой шестерней 2, получая

540 об/мин, при этом торец шлицевого конца хвостовика 6, нажимая на удлинитель 18, перемещает поршень 15, который, упираясь в кольцо 19, снимая пружину 16 и освобождая шарики 12, перемещает втулку 11 в переднее положение, исключая связь хвос4 товика 6 с ведущей шестерней l. При установке переставного хвостовика 6 шлицевым концом 8 для привода сельскохозяйственных машин на 1000 об/мин (нижняя часть чертежа) он не контактирует с ведомой

5 шестерней 2 и, не воздействуя на удлинитель 18, утопающий в полости 10, входит в шлицевую втулку 11 и связывается с ведущей шестерней 1, получая 1000 об/мин. !

О

Формула изобретения

Механизм отбора мощности транспортного средства, содержащий двухступенчатый редуктор, полый ведущий вал с ведущей шестерней, имеющей шлицы на внутренней поверхности, соосно установленный указанному валу ведомый вал со шлицами, выполненными в центральной его части и на одном из его концов, для связи упомянутого вала соответственно с ведомой шестерней двухступенчатого редуктора на первой передаче и с ведущим валом на второй передаче, отличающийся тем, что, с целью уменьшения габаритов, он снабжен втулкой, установленной внутри ведущего вала, и уст25 ройством ее фиксации относительно последнего, причем втулка выполнена со шлицами на внешней поверхности для связИ с ведущим валом и на внутренней поверхности для связи со шлицевым концом ведомого вала, с упором на внутренней ее поверхЗО ности и с, по крайней мере, двумя радиальными отверстиями, при этом устройство фиксации втулки выполнено в виде шариков, расположенных в упомянутых отверстиях втулки, и подпружиненного относительно ведущего вала поршня, установленного во втулке между упором и шариками для возможности взаимодействия его на второй передаче с последними.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

l. Авторское свидетельство СССР № 296669, кл. В 60 К 17/28, 1969.

839758

19 13 12Л 14 10

В 22Z

Составитель С. Белоусько

Редактор В. Иванова Техред А. Бойкас Корректор Н. Стец

Заказ 4626/15 Тираж 732 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, )K — 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4