Седельно-сцепное устройство транспортногосредства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

ОП ИСАНИЕ изовеютения

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (ii) 839821 (61) Дополнительное к авт. свид-ву (51)M. Кл.

В 62 0 53/08 (22) Заявлено 14.09.79 (y1) 2817262/27-11 с присоединением заявки J% (23) Приоритет

Гасударственных комнтет до делам изобретений н открытнй

Опубликовано 23.0681. Бюллетень ¹ 23

Дата опубликования описания 23.05.81 (53) УДК 629.114.3 (088.8) (72) Авторы изобретения

Л. А. Мелешко и.А. В. Боярчук

Минский дважды ордена Ленина и ордена Окт рьскои

Революции автомобильный завод (71) Заявитель (54) СЕДЕЛЬНО-СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО ТРАНСПОРТНОГО

СРЕДСТВА

Изобретение относится к безрельсовым наземным транспортным средствам.

Известно седельно-сцепное устройство транспортного средства, содержащее опорную плиту с приемным пазом и расточкой, в которой расположен запорный диск с выемкой под шкворень, и подпружиненный рычаг для фиксации кулака в замкнутом состоянии устройства fl).

Однако седельно-сцепные устройства такой конструкции являются недолговечными и ненадежными в работе, так как зазоры, появляю10 щиеся в результате износа шкворня прицепа, запорного диска и стенки приемного паза опорной плиты, автоматически в процессе работы не компенсируются.

Наиболее близким к предлагаемому являет15 ся седельн сцепное устройство транспортного средства, содержащее опорную плиту с приемным пазом и расточкой, в которой размещены ассиметрично и поворотно относительно прием20 ного паза запорный диск с выемкой под шкворень, подпружиненная рукоятка с клиновидным кулачком и механизм фиксации последнего в требуемых положениях (2).

Однако устройство является недолговечным, так как в замкнутом положении шкворень прижимается запорным диском непосредственно к поверхности приемного паза, а клиновидный кулак, установленный в выемке запорного диска, работает на срез, в результате чего происходит быстрый износ поверхностей приемного паза и клиновидного кулака.

Цель изобретения — повышение надежности и долговечности устройства.

Поставленная цель достигается тем, что устройство снабжено подвижной в горизонтальной плоскости опорой с выемкой под упомянутый шкворень, расположенной в расточке опорной плиты, при этом указанный кулачок подпружиненной рукоятки размещен между опорной плитой и упомянутой опорой.

На фиг. 1 изображено седельно-сцепное устройство, вид сбоку; на фиг. 2 — то же, вид снизу со снятой крышкой; на фиг. 3— то же, с повернутой защелкой; на фиг. 4— то же, в момент рымыкания; на фиг. 5- го же, в разомкнутом положении; на фиг.б3 83 разрез А--А на фиг. 2; на фиг. 7 — разрез

Б-Б на фиг. 4.

Седельно-сцепное устройство имеет закрепленную на кронштейнах 1 опорную плиту 2 с приемным пазом 3 и расточкой 4, в которой расположен ассиметрично и поворотно относи. тельно приемного паза 3 запорный диск 5. Запорный диск 5 имеет ступенчатый вырез 6, которым он удермявается в закрытом положении, лыску 7 для удержания в открытом положении, упор 8 для автоматической расфиксации устройства, углубление 9, позволяющее запорному диску 5 поворачиваться на определенный угол, и выемку 10 под шкворень 11.

В расточке 4 опорной плиты 2 над запорным диском 5 установлена плавающая опора 12 с выемкой под шкворень и клиновидный кулак 13, расположенный между опорной плитой

2 и плавающей опорой .12. Клиновидный кулак 13 имеет ступенчатую прямоуголыгую форму и установлен в направляющем пазу 14 опорной плиты 2.

На боковой поверхности клиновидного кулака 13 с большим поперечным сечением запрессован палец 15, а в торце клиновидного кулачка выполнено отверстие 16 для рукоятки 17,. закрепленной в нем штифтом 18, На конце:рукоятки 17 выполнена кольцевая проточка 1 9 для обеспечения свободного хода рукоятки 17 относительно клиновидного кулака 13. На рукоятке 17 установлена пружина

20, опирающаяся на пластину 21, жестко закрепленную на рукоятке 17. Для предотвращения поворота рукоятки 17 размеры пластины

21 соответствуют размерам направляющего паза 14, в котором расположен кулак 13.

На опорной плите 2 установлен механизм

1 фиксации клиновидного кулака 13 в замкнутом и разомкнутом состоянии устройства, выполненный в виде подпружиненной пружиной

22 защелки 23, поворотно установленной на оси 24 и имеющей два выступа 25 и 26 и два выреза 27 и 28,, Снизу устройство закрыто крышкой 29, прикрепленной болтами к опорной плите, В сцепленном состоянии шкворень 11 полуприцепа зафиксирован в опорной плите 2 запорным диском 5, плавающей опорой 12 и клиновидным кулаком 13. При этом на клиновьщный кулак 13 действует пружина 20, которая стремится продвинуть его вперед. При перемещении вперед клииовидный кулак 13 своей боковой поверхностью воздействует на плаваю. щую опору 12 и передвигает ее к шкворню 11, выбирая зазор в соединении шкворень — запорный диск. Угол клина кулака не превышает угла трения металла по металлу беэ смазки, н поэтому, с учетом воздействия пружины 20, 9821 4 выталкивание кулака в процессе работы исключено.

Помимо этого палец 15, запрессованный в клиновидный кулак 13, упирается в вырез 27, 5 препятствуя выталкиванию клиновидного кулака 13 при случайных нагрузках (например, при тряске, толчках и т.п.).

Для расценки устройства рукоятку. 17 перемещают к себе. При этом пластина 21 за счет свободного хода рукоятки 17 в отверстии 16 клиновидного кулака 13 скользит по наклонной плоскости выступа 25 и отводит защелку

23 от пальца 15. Выбрав свободный ход, рукоятка 17 начинает перемещать клиновидный кулак 13 и выводит его из ступенчатого выступа 25 запорного диска 5. При этом перемещении пластина 21 проходит выступ 25 и освобождает защелку 23, которая под действием пружины 22 поворачивается и опирается на палец 15, который, скользя по выступу защелки 23, попадает в вырез 28, фиксируя клиновидный кулак 13 в отведенном положении.

Устройство подготовлено к расцепке.

При выезде тягача из-под полуприцепа шкворень 11, выходя из седельно-сцепного устройства, поворачивает запорный диск 5, который своим упором 8 подходит к выступу

26 защелки 23 и выталкивает ее из зацепления с пальцем 15, освобождая клиновидный кулак

13. Клиновидный кулак 13 под действием пружины 20 перемещается до упора в запорный диск 5.,При дальнейшем повороте запорный диск 5 скользит по клиновидному кулаку 13 до соприкосновения последнего с лыской 7. Соприкосновение-клиновидного кулака 13 с лыской 7 происходит в момент выхода шкворня 11 из зоны захвата. Опираясь на лыску 7, кулак 13 удерживает запорный диск 5 в открытом положении готовым к

При сцепке шкворень 11. заходит в приемный паз 3 опорной плиты 2, воздействует на выемку 10 запорного диска и поворачивает его.

При этом кулак 13 скользит по запорному

45 диску 5. Когда запорный диск 5 поворачивается настолько, что его ступенчатый вырез 6 становится против кулака 13, последний под действием пружины 20 размещается в ступенчатом вырезе 6, фиксируя запорный диск 5 в закрытом положении. При этом клиновццныи кулак 13 боковой поверхностью своего клина воздействует на плавающую опору 12 и пере. мещает ее до упора в шкворень 11, а защелка 23 находится в своем крайнем правом положении, фиксируя клиновидный кулак 13 от случайных нагрузок.

В предлагаемом седельно-сцепном устройстве шкворень полуприцепа удерживается благодаря обхвату его с одной стороны запорным диском, 39821 рень, подпружиненная рукоятка с клиновидным кулачком и механюм фиксации последнего в требуемых положениях, о т л и ч а ю щ е. е с я тем, что, с целью повышения надежности и долговечности устройства, оно снабжено nagвижной в горюонтальной плоскости опорой с выемкой под упомянутый шкворень, распо ложенной в расточке опорной плиты, при этом указанный кулачок подпружиненной рукоятки

10 размещен между опорной плитой и упомянутой опорой.

Седельно сцепное устройство транспортного 15 средства, содержащее опорную плиту с приемным пазом и расточкой, в которой размещены ассиметрично и поворотно относительно приемного паза запорный диск с выемкой под шкво1>z 1

5 8 а с другой стороны — плавающей опорой, и не имеет непосредственного контакта с опорной плитой, при этом плавающая опора является съемной деталью и легко заменяется. Клиновидный кулак площадью своей. боковой поверхности прижимается к опорной плите, запорному диску и плавающей опоре, при этом работает на сжатие. Предлагаемая конструкция седельносцепного устройства повышает его долговечность в 1,4 раза.

Формула изобретения

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент ФРГ И 1580839, кл. 63 С 3/02, 1970.

2. Патент ФРГ М4 1256081, кл. 63 С 3/02, 1967 (прототип) .

83982! È2. 7! б

Составитель Н. Веялко

Техред М. Голинка

Редактор И. Николайчук

Корректор М. Пожо

Тираж 699

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж--35, Раушская наб., д. 4/5

Заказ 4632/19

Подписное

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4