Устройство для соединения одноколейноготранспортного средства c прицепом
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Оп ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советскни
Соцналнстнческик
Республик (iu839830 (61) Дополнительное к авт. свид-ву (5 I ) N. Кл.
В 62 К 27/! 2 (22) Заявлено 10.11.78 (21) 2681859/27-11 с присоединением заявки Ж
Гвеударстввииый комитет (23) П риоритет
Il0 делам изабретеиий и вткрытий
Опубликовано 23.06.81. Бюллетень .% 23
Дата опубликования описания 23.06.81 ($3) УД К6З.1 18.31 (088.8) (72) Автор изобретения
Н. А. Макогоненко (7 1. ) Зая в и тел ь
Центральное конструкторско-технологическое бюро велостроения (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ СОЕДИНЕНИЯ ОДНОКОЛЕЙНОГО
ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА С ПРИЦЕПОМ
Изобретение относится к велостроению и может быть использовано для соединения велосипедов, например дорожных, спортивных и мопедов с прицепами.
Известны устройства для соединения велосипедов с двухколесными прицепами, содержащие соединительный элемент, на переднем конце которого, присоединяемом к волосипеду, выполнены шарнирные соединения с возможностью поворота велосипеда относительно велоприцепа в одной плоскости (1).
Недостатком этих устройств является повышенная опасность опрокидывания велосипеда.
Наиболее близким к предлагаемому техническим решением является устройство для соединения одноколейного транспортного средства с прицепом, например. велосипеда с велоприцепом, содержащее соединительное звено, передний конец которого связан с ответным элементом транспортного средства шарнирным соединением с возможностью поворота транспортного средства относительно прицепа в вер. тикальной плоскости, а задний конец — с элементом прицепа.
2 .Указанное устройство снабжено также упругим соединительным элементом, обеспечивающим перемещение велосипеда относительно велоприцепа, например, в горизонтальной плоскости.
Кроме того, соединительное звено устройства размещено сбоку велосипеда (21.
Недостатком указанного устройства является ограниченность угла наклона велосипеда относительно велоприцепа при поворотах, то обусловленная невозможностью упругого соединительного элемента принимать требуемое положение при малой его длине.
В случае если упругий элемент имеет большую длину, позволяющего осуществлять тре. буемые углы наклона при поворотах велосипеда, то при торможении велосипеда указанный упругий элемент складывается, нанося удар по подвескам рамы велосипеда, уводя его в сторону. При рабочем ходе нроисходит передача движения от велосипеда к велоприцепу рывками, что влияет на управление велосипедом, способствует разрушению упругого me. мента и быстрому выходу его иэ строя.
9830 4
45
3 83
Следует также отменить, что боковое крепление вслоприцепа к велосипеду вызывает моменты, способствующие отклонению велосипеда в сторону за счет центробежных сил, развиваемых велоприцепом при движении на пов оротах.
Цель изобретения -- повышение маневренности путем обеспечения требуемых углов наклона транспортного средства относительно прицепа при одновременном увеличении надежности и безопасности эксплуатации.
Указанная цель достигается тем, что передний конец соединительного звена связан с указанным отвеп1ым элементом посредством дополнительного шарнирного соединения с возможностью поворота транспортного средства относительно прицепа в горизонтальной плос,кости и расположенного относительно основного шарнирного соединения в перпендикулярной плоскости, при этом задний конец звена связан с прицепом шарнирным узлом с возможностью поворота транспортного средства относительно прицепа в поперечной плоскости, а соединительное звено расположено над ведущим колесом и за его вертикальной осью.
Шарнирный узел выполнен в виде полого цилиндрического наконечника, закрепленного на заднем конце соединительного звена, а элемент прицепа выполнен в виде вала, на котором подвижно установлен указанный на. коне шик.
С целью удержания велосипеда в вертикальном положении на стоянке, в цилиндрическом наконе пинке и tu валу выполнены сооспые в вертикальной плоскости отверстия, в которых установлен стопорный элемент.
Кроме того, с целью обеспечения возможности использования прицепа автономно, передний конец соединительного звена снабжен рукояткой.
На фиг. 1 показан обц1ий вид устройства для соединения велосипеда с велоприцепом, вид сбоку; на фиг. 2 — шарнирное соединение, обеспечивающее отклонение велосипеда относительно велоприцепа в вертикальной плоскости; на фиг. 3 — дополнительное шарнирное соединение, обеспечивающее поворот велосипеда относительно велоприцепа в горизонтальной плоскости; на фиг. 4 — шарнирный узел, обеспечивающий наклон велосипеда относительно велоприцепа в поперечной плоскости.
Устройство для соединения транспортного средства с прицепом, например велосипеда с двухколесным велоприцепом, содержит соединительное звено 1; выполненное в виде дугообразной трубы, расположенной над веду, щим колесом и за его вертикальной осью.
Соединительное звено 1 прикреплено с помощью
Зо хомута 2 к подседельной трубе 3 велосипеда.
Хомут 2 шарнирно соединен с помощью болта с промежуточным элементом 4, который, в свою очередь, с помощью болта 5 шарнирно соединен с вильчатым элементом 6 соединительного звена 1.
На заднем конце соединительного звена 1 жестко закреплен, посредством сварки, полый цил1пщрический наконечник 7, который подвижно установлен на валу 8, Вал 8 жестко соединен с рамой 9 велоприцепа. Гайка 10 и контргайка 11 служат для фиксации наконечника 7 на валу 8.
Для удержания велосипеда с велоприцепом в вертикальном положении на стоянке в полом цилиндрическом наконечнике 7 и на валу
8 выполнены соосные в вертикальной плоскости отверстия, в которых установлен стопорный .элемент 12.
Для обеспечения возможности использования велоприцепа автономно, например в виде ручной грузовой тележки, передний конец соединительного звена снабжен рукояткой 13.
Устройство работает следующим образом.
При педалировании и поворотах велосипеда в велоприцепе возникают центробежные силы, вызывающие опрокццывание велосипеда. Для уравновешивания этого окрокидывающего момента полый шшиндрический наконечник 7 вращается на валу 8. При этом соединительное звено 1 совместно с велосипедом, наклоняясь в ту или другую сторону поворота, направляет велоприцеп во внутреннюю сторону радиуса поворота, что придает устойчивое по. ложение всей системе.
При повороте с наклоном усилие передается от подседельной трубы 3 через жестко закрепленный хомут 2 на шарнирное соединение промежуточного элемента 4 с вильчатым элементом 6. При этом соединительное звено 1, жестко соединенное с вильчатым элементом 6, увлекает велоприцел в сторону поворота.
При дальнейшем движении системы в прямолинейном направлении указанные элементы позволяют велоприцепу принять соосное положение с велосипедом в продольной плоскости.
При движении системы по неровным дорогам образуются моменты, при которых велосипед, например, поднимается на возвышенность, а велоприцеп в это время находится во впадине, что может привести к образованию изгибающего момента, который компенсируется шарнирным соединением хомута 2 c промежуточным элементом 4. Для удержания велосипеда с велоприцепом в вертикальном положении на стоянке в соосные
9830 4 лярной плоскости, при этом задний конец звена связан с прицепом шарнирным узлом с возможностью поворота транспортного средства относительно прицепа в поперечной плоскости, а соединительное звено расположено над ведущим колесом и за его вертикальной осью.
2. Устройство по п. 1, о т л и ч а ю щ ее с я тем, что шарнирный узел выполнен в виде полого цилиндрического наконечника, закрепленного на заднем конце соединительного звена, а элемент прицепа выполнен в виде вала, на котором подвижно установлен укаэанный наконечник.
3. Устройство по п. 1, о т л и ч а ющ е е с я тем, что, с целью удержания вело. сипеда в вертикальном положении на стоянке, в цилиндрическом наконечнике и на валу выполнены соосные в вертикальной плоскости отверстия, в которых установлен стопорный элемент.
4. Устройство по п. 1, о т и и ч а ю щ е. . е с я тем, что, с целью обеспечения возможности использования прицепа автономно, передний конец соединительного звена.снабжен рукояткой.
1. Устройство для соединения одноколейно. го транспортного средства с прицепом, содержащее соединительное звено, передний конец которого связан с ответным элементом транспортного средства шарнирным соединением ,с возможностью поворота последнего относительно прицепа в вертикальной плоскости, а задний конец — с элементом прицепа, о тличающееся тем,что,сцельюповышения маневренности путем обеспечения требуемых углов наклона транспортного средства относительно прицепа при одновременном 25 увеличении надежности и безопасности эксплуатации, передний конец соединительного звена связан с указанным ответным элементом посредством дополнительного шарнирного соединения с возможностью поворота транспортного средства относительно прицепа в горизонтальной плоскости и расположенного относительно основного шарнирного соединения в перпендику5 83 отверстйя наконечника и вала 8 вставляешься стопорный элемент 12.
Предлагаемое устройство позволяет осуществлять повороты с наклоном велосипеда относительно велоприцепа, а также. наклоны велосипеда в .вертикальной плоскости в широких пределах при езде по неровным дорогам.
Устройство позволяет также устранить опрокидывание велосипеда.
Формула изобретения
Источники информации, принятые во внимапис при экспертизе
1. Патент CIIIA N" 4(18894 кл. 80 . 04
1949.
2. Патент ПИЛ Y" 39933 О. кл. 80 04, 1976 (прототип) .
839830
Составитель И. Антропова
Техред H. Келушак
Филиал ППП "Патент", г. Ужгор<д, ул. Проектная, 4
Редактор В. Иванова . Заказ 4632/19
Тираж 699
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Корректор М. Пожо
Подписное