Композиция для проклейки художествен-ного льняного холста
Иллюстрации
Показать всеРеферат
(1)840084
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИ, ЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик (61) Дополнительное к авт, сеид-ву (22) Заявлено 280979 (21) 2827294/23-05 с присоединением заявкм ¹â€” (23) Приоритет
Kã 3
С 09 Н 11/00
Государственный комитет
СССР по делам изобретений и открытий
Опубликовано 23.06.81. Бюллетень ¹ 23 (53) УДК 668.395 (088. 8) Дата опубликования описания 2 30681 (72) Авторы изобретения
Л.А. Кузьмич и В.Л. Хавкина
Всесоюзный научно-исследовательский институт реставраций и Московский ордена Трудового Красного Знамени.. текстильный институт (71) Заявители (54 ) КОМПОЗИЦИЯ ДЛЯ ПРОКЛЕЙКИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО
ЛЬНЯНОГО ХОЛСТА
Изобретение относится к составам для изготовления художественных грунтовочных холстов и может быть использовано для проклейки холстов перед грунтовкой.
Известна композиция для проклейки волокнистых материалов на основе латексов акриловых сополимеров, алюмометилсиликоната натрия, хлзрокиси циркония и воды (1), Недо"татком композиции является то, что ее использование требует термэобработки прокпеенного материала при высоких температурах, что исключает ее применение для живописного холста, так как термообработка деструктирует основной компонент льняного волокна — целлюлозу. При этом холст становится хрупким.
Известна также композиция для проклейки полиамидной ткани, содержащая, вес. В: полиметилдиэтилбутоксисилоксанол 1,5-2,5; латекс акрилового сополимера на основе бутилакрилата, бутилметакрилата и метакриловой кислоты 2-4, щелочной агент, обеспечивающий рН 9-10 и воду, Недостатком. этой композиции является то, что льняной холст после обработки ею теряет до 15% прочности з0
Помимо этого, холст приобретает жесткость, утрачивает форму нитей, плохо склеивается с грунтом (2), Наиболее близкой по техниче"кой сущности и достигаемому результату к предлагаемой является композиция, включающая, вес.ч: животный клей 1; воца 15; пентахлорфенолят натрия
0,01у глицерин 0,2 (3), Однако использование такого состава не позволяет получить грунтованных холстов, обеспечивающих длительную сохранность выполненных на них живописных произведений. Это обуСловлено тем, что проклейка холста натуральными клеями не обеспечивает постоянную формоустойчивость нитям при воздействии перепадов относительной влажности окружающего воздуха.
Кроме того, холсты не приобретают постоянную биостойкость, так как неустойчивый антисептик — пентохлорфенолят натрия мигрирует из холста во времени. И, наконец, проклейка холста натуральными клеями не обеспечивает длительную склеиваемзсть элеМентов живописи с льняным холстом.
Цель изобретения — обеспечение формоустойчивости нитей без изменения грифа холста при перепадах влажностй окружающего воздуха в процессе экспозиции и хранения и стабилизации прочности сцепления холста с элементами живописи, Поставленная цель достигается тем, что композиция, включающая животный клей и воду дополнительно содержит полиметилдиэтилбутоксисилоксанол, латекс акрилового сополимера на основе бутилакрилата, метилметакрилата и метакриловой кислоты при мольном соотношении мономеров
f0
55: 40: 5 соответственно и катализатор хлористый магний, при следующем соотношении компонентов, вес.Ъ:
Жинотный клей 20-25
Полиметилдиэтил- 15 бутоксиси поксанол 5 — 15
Латекс акрилового сополимера 5-15
Хлористый магний 0,0001-0,001
Вода Остальное
В качестве животного клея могут быть использованы костный клей, осетровый, тресковый, желатин и т.п.
При содержании в композиции указанных компонентов в количестве ниже указанных пределов, обработанный льняной холст теряет формоустойчивость при экспозиции с переменной относительной влажностью окружающего воздуха и нарушается склеиваемость холста с элементами живописи (появляется кракелюр грунта).
При содержании в композиции указанных компонентов в количестве выше указанных пределов льняной холст становится жестким, не склеивается с элементами живописи, нити исхоцного холста теряет форму.
Пример 1. Берут смесь
20 вес.Ъ осетрового клея, 5 вес.Ъ полиметилдиэтилбутоксисилоксанола 4() (эмульсия МБ-2) и 5 вес,Ъ латекса акрилового сополимера (эмульсия
МБМ-5 с), 0,0001 вес.Ъ хлористого магния, остальное — вода. Композицию наносят на льняной холст артикула 12101, высушивают при комнатной температуре. Нити льняного холста сохраняют постоянную форму после обработки и при экспозиции с переме нной относительной влажностью 50 окружающего воздуха в течение 5 лет.
Изменений не наблюдается.
Пример 2. Берут смесь
22 вес.Ъ осетрового клея, 10 вес.Ъ эмульсии МБ-2, 10 нес.Ъ эмульсии
МБМ-5 с, 0,0002 вес. Ъ хлористого
55 магния и воды. Далее, как в примере
1. Нити льняного холста сохраняют формоустойчиность после обработки и при экспозиции с переменной относительной нлажностью окружающего воз- Щ духа в течение 5 лет.
Пример 3. Берут смесь
25 вес.Ъ осетрового клея, 15 вес.Ъ эмульсии МБ-2, 15 вес.Ъ. эмульсии
МБМ-5 с, 0,001 вес.Ъ хлористого 65 магния и воду. Далее, как в примере 1 °
Нити льняного холста сохраняют формоустойчивость после обработки и при экспозиции с переменной относительной влажностью окружающего воздуха в течение 5 лет.
Результаты испытаний приведены в табл.1.
Определение деформируемости льняного холста при формировании поKPbITHA
Введение ИЯС1;. снижает внутренние напряжения в покрытиях из предложенной композиции и обеспечивает длительную сохранность обработанного льняного художественного холста.
Испытания, проведенные путем тензометрирования, приведены в табл.2 °
Полученные данные подтверждают, что введение NgCQ
Пример 4. Берут смесь
20 вес.Ъ желатина, 5 вес.Ъ полиметилдиэтилбутоксисилоксанола (МБ-2), 5 вес.Ъ латекса акрилового сополимера (МБМ-5 с), 0,0001 вес.Ъ хлористого магния, остальное вода. Композицию наносят на льняной холст артикула 12101, высушивают при комнаткой температуре. При экспозиции продолжительностью 5 лет в условиях с переменной относительной влажностью окружающего воздуха форма нитей не изменяется.
Пример 5. Берут смесь
22 вес.Ъ желатина,,10 нес.Ъ МБ-2, 10 вес.Ъ МБМ-5 с 0,0002 вес.Ъ хлористого магния и воду. Далее как в примере 1. После пятилетней экспозиции в условиях с геременной относительной влажностью окружающего воздуха формоустойчивость нитей не изменяется.
Пример б. Берут смесь
25 нес.Ъ желатина, 15 вес.Ъ МБ-2, 15 вес.Ъ МБМ-5 с, 0,001 вес, Ъ хлористого магния и воду. Далее как в примере 1. Нити льняного холста сохраняют фсрмоустойчивость. Резуль- таты испытаний приведены в табл. 3.
Методики испытания, Каждый вариант проклейки для художественных холстов изготовляют отдельно и наносят на льняной холст.
Далее проводят старение проклеенных и грунтованных образцов льняного холста в камере с относительной влажностью воздуха 100 Ъ, температурой
80 С в течение 500 ч. После старения определяют склеиваемость, эластичность, формоустойчиность нитей и др, характеристики.
Определение формоустойчивости, Формоустойчивость определяют деформацией льняного холста по основе и утку при перепадах относительной
840084
Таблица 1
Биостойкость
Состав
Эластичность
До ста- После рения старения
До ста рения ле ре„75
100 5
Известный- 39
Разрушение при монти ровке
Предлагаемый
100 15
90 18
90 16
40 . 36
45 44,5
45,5 45,5
78 влажности окружающего воздуха с помощью тензодатчиков сопротивления.
Ф
Льняной холст товарный испольI зованный как основа живописи согласно технологии создания картины, при перепадах относительной влажности окружающего воздуха на 40% (от 42 до 82) удлиняется на 10% после
25-30 мин с момента действия фактора.
Льняной холст, проклеенный предлагаемой композицией до создания картины, не изменяет форму нитей основы и уточных в течение 6(мин.
Повторение воздействия перепада относительной влажность выявляет, что товарный холст увеличивает длину нитей до 153, а льняной холст прок- 15 леенный предлагаемым составом и в этом случае не изменяет форму нитей.
Отмечено, что при высыхании товарный холст на 16% уменьшает толщину нитей, а это в свою очередь изменяет 2О фактуру холста и такого рода движение холста вызывает расслаивание между льняным холстом и живописными элементами. В этом случае не может быть создана живопись длительной сохранности.
Льняной холст, пропитанный предлагаемой композицией, не изменяет формоустойчивости.
Определение склеиваемости.
Склеиваемость льняного холста ЗО товарного и проклее нного предлагаемой композицией с элементами живописи, определяют расслаиванием образцов на машине PM-1 со скоростью 0,3 см/с с цифровой шкалой. Образцы изготов- 35 ляют 2-20 см. При проведении испытаний много образцов из товарного льняного холста при монтаже в зажимы расслаиваются. Для этой группы образцов характерна максимальная 40 величина нагрузки расслаивания 0,50,7 кг/пог.см.
Для образцов, изготовленных иэ льняного холста, проклеенного предМеханическая прочность проклеенных холстов
До старе- После стания рения лагаемой композицией, характерна большая величина нагрузки расслаивания (в 3 раза). Она равняется 1,5—
2 кг/пог,см. Максимальная величина нагрузки расслаивания равняется при испытании этой группы образцов
0,7-1 кг/пог.см.
Определение механической прочности эластичности и биостойкости.
Образцы исходных и состаренных грунтованных холстов с известной и предложенной проклейками испытывают на механическую прочность, т.е. определяют разрывное усилие на разрывной машине.
Испытания эластичности проводят на лабораторном приборе со шкалой, по которой определяют число оборотов.
Чем больше число оборотов делает диск до разрушения грунта, тем эластичнее образец, Биостойкость исходных и состаренных образцов холста, проклеенных известной и предлагаемой проклейкой подвергают воздействию по методике
МЭК плесневых грибов в камере в течение 25 сут, в которой влажность постоянно 100%, температура 28 1 С.
Биологический фактор воздействия раствор, наносившийся на образцы перед помещением в камеру, представляет собой суспензию из трех видов плесневых грибов. Концентрация суспензии 1 млн. пор в 1 мл раствора.
Благодаря хорошей укрывистости, предлагаемая композиция для проклейки художественных холстов может быть использована в производстве художественных холстов с разными грунтами, а .также для обработки холстов, применяемых в реставрации.
Предлагаемую композицию, в дальнейшем, можно рекомендовать для обработки различных волокнистых материалов, используемых в качестве. основы для живописи.
840084
Т а блица 2
Смесь, 9
Формоустойчивость нитей
Максимальная величина удлинения нити,е.о.д.
Максимальная величина уменьшения нити, е.о.д.
1 40
1.2
3 38 (бе з М9Я
Таблица
Формоустойчивость
Биостойкость покрытия Эластичность .покрытия
Состав
Максимальная величина удлинения в е.о,д.,До старения Подле ста До ста После рения рения тарения
100
2-3
Трещины до испытаний
Известный 100
Предлагаемый по при1 мерам:
100
35
10
75 г
30
10
Формула изобретения
20-25
5-15
5-15 0,000i-0,001
Остальное
Составитель Г. Сошина
Техред М. Голинка, . Корректор H° . Вабинец
Редактор А. Шандор
Заказ 4660/32
Тираж 684 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, РауШСкая набрр д. 4/5
Филиал ППП Патент, r. Ужгород, ул, Проектная, 4 Композиция для проклейки художественного льняного холста, включающая,4О живописный клей и воду, о т л ич а ю щ а я с я тем, что, с целью обеспечения формоустойчивости нитей. без изменения грифа холста при перепадах влажности окружающего воздуха 45 в процессе экспозиции и хранения и стабилизации прочности сцепления холста с элементами живописи, она дополнительно содержит полиметилдиэтилбутоксисилоксанол, латекс сополимера бутилакрилата, метилметакрилата и метакриловой кислоты при мольном соотношении 55г40:5 соответственно и хлористый магний при следующем соотношении компонентов, вес.Ъ!
Животный клей
Полиметилдиэтилбутоксисилоксанол латекс сополимера бутилакрилата, метилметакрилата и метакриловой кислоты
Хлористый магний
Вода
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР по заявке Ю 2457113/23-05, кл. С 09 3 3/14р 1977.
2. Авторское свидетельство СССР
9 539056, кл. С 08 l 83/04, 1974, 3. Тютюнник В.В. Материалы и техника живописи.М., Госиздат, 1962, с, 42-45 (прототип).