Способ контроля технического состояниягазотурбинного двигателя

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИ ВТИЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (1840690 (61) Дополнительное к авт. свнд-ву(22) Заявлено 280979 (21) 2822673/25-06 с присоединением заявки Йо (51}М. Кл

G 01 M 15/00

Государственный комитет

СССР по делам изобретений н открытий (23) Приоритет

Опубликовано 23,06.81.. Бюллетень Но 23 (З} УАК 62. 515 (088.8) Дата опубликования описания 230681 (72) Авторы изобретения

С.П. 3арицкий, В.И. Корнеев, Ю.Н.Синицын и В.A.Ùóðoâñêèé (71) Заявитель (54) СПОСОБ КОНТРОЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ

ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ клонение фактического значения КПД от исходного определяют из соотношения

Изобретение относится к турбомашиностроению и касается способов контроля технического состояния газотурбинных двигателей, в частности газотурбинных газоперекачивающих агрегатов магистральных газопроводов.

Известен способ контроля технического состояния газотурбинного двигателя путем определения отклонения фактического значения КПД от исходного значения, полученного в начальный момент эксплуатации (1) .

Недостатком известного способа является сложность контроля, связанная с определением КПД путем измерения большого количества рабочих параметров двигателя.

Цель изобретения — упрощение контроля.

10 z e К вЂ” коэффициент, характеризующий отклонение КПД от исходного значения, др др — фактическое и исходное кю хи значения перепада давле15 ний на входном патрубке, мм вод.ci .

Т вЂ .полная температура на выхлопе двигателя, Т" — полная температура перед

20 о входным патрубком компрессора, В - постоянный коэффициент, равный 2000-3500.

На фиг.1 схематично представлен

25 газотурбинный двигатель (ГТД) гаэоперекачивающего агрегата, реализующий способ; на фиг.2 — результаты эксперимента по определению значений постоянного коэффициента В для ГТД

30 различных типов.

Укаэанная цель достигается тем, что дополнительно устанавливают отношение полных температур на выхлопе двигателя и перед входным патрубком компрессора, равное значению этого отношения в начальный момент эксплуатации, затем измеряют перепад давления на входном патрубке и отВсесоюзный научно-исследовательский инст ут;:... природных газов

840690 бильна в течение года (предельное отклонение менее,2Ъ) .

Реализация способа позволяет существенно упростить контроль технического состояния ГТД и свести

5 его к измерению одной величины— перепада давлений на входном патрубке при стабилизации на заданном уровне отклонения температуры.

Формула изобретения

Агрегат содержит компрессор 1, камеру 2 сгорания с магистралью 3 подачи топлива, турбину привода компрессора 1 со ступенями 4 и 5 и турбину 6 привода 7 нагрузки (нагнетателя)

Перед входным направляющим аппаратом

8 компрессора 1 установлены равномерно по окружности датчики 9 статического давления, соединенные через осредняющий коллектор 10 с дифференциальным манометром 11, второй отвод которого соединен через коллектор 12 с датчиками 13 статического давления, расположенными перед входным патрубком 14 (конфу;зором) компрессора 1. 3а турбиной 6 привода нагрузки 7 установлен дат- 15 чик 15 полной температуры Т „,„ (при регенеративном исполнении датчик

15. размещается за регенератором), а перед патрубком 14 — датчик 16 полной температуры Т, соединенные с 2р измерителем 17 отношения полных температур. Количество датчиков в каждом сечении определяется степенью равномерности температурных полей в этом сечении.

B начальный момент эксплуатации двигатель выводят на установившийся режим с заданным отношением полных температур Т"п)Т» и измеряют исходное значение перепада давлений

hp д на выходном патрубке компрессора 1 по манометру 11.

При необходимости контроля технического состояния двигателя изменяют расход топлива, устанавливая отношение Т ",„/Т, равное значению и начальный момент эксплуатации и измеряют перепад давлений hР< по манометру 11. Затем по приведенному соотношению определяют коэффициент

К,с отклонения фактического значения 4р

КПД от исходного.

Значение постоянной В при номинальных значениях „,„ / о для широко распространенных в настоящее время газоперекачивающих агрегатов составляет

ГТК вЂ” 5 2875

ГТН вЂ” 6 2780

ГТИ вЂ” 10 3000

Как показали промышленные испытания, постоянная В достаточно ста—

Способ контроля технического состояния газотурбинного двигателя путем определения отклонения фактического значения КПД от исходного значения, полученного в начальный момент эксплуатации, о т л и ч а ю шийся тем, что, с целью упрощения контроля, дополнительно устанавливают отношение полных температур на выхлопе двигателя и перед входным патрубком компрессора, равное значению этого отношения в начальный момент эксплуатации, затем измеряют перепад давлений на входном патрубке и отклонение фактического значения КПД от исходного определяют иэ соотношения где Къ — коэффициент, характеризующий отклонение КПд от исходного значения;

ЬЯ >hp z — фактическое и исходное значение перепада давлений на втором патХ рубке, мм вод.ст., Т „ - полная температура на выхлопе двигателя, К, Т вЂ” полная температура пеУ о ред входным патрубком компрессора, К,;

 — постоянный коэффициент, равный 2000-3500.

Источники информации принятые во внимание при экспертизе

1. Ольховский Г.Г. Тепловые испытания стационарных газотурбинных установок. М., "Энергия", 1971.

840690

ur os ог z оя,га

Составитель A.Êëóáíè÷êèí

Техред С. Мигунова Корректор М.Демчик

Редактор А.Химчук

Подписное

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Заказ 4749/62 Тираж 907

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5