Способ контроля технического состояниягазотурбинного двигателя
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИ ВТИЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик (1840690 (61) Дополнительное к авт. свнд-ву(22) Заявлено 280979 (21) 2822673/25-06 с присоединением заявки Йо (51}М. Кл
G 01 M 15/00
Государственный комитет
СССР по делам изобретений н открытий (23) Приоритет
Опубликовано 23,06.81.. Бюллетень Но 23 (З} УАК 62. 515 (088.8) Дата опубликования описания 230681 (72) Авторы изобретения
С.П. 3арицкий, В.И. Корнеев, Ю.Н.Синицын и В.A.Ùóðoâñêèé (71) Заявитель (54) СПОСОБ КОНТРОЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ
ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ клонение фактического значения КПД от исходного определяют из соотношения
Изобретение относится к турбомашиностроению и касается способов контроля технического состояния газотурбинных двигателей, в частности газотурбинных газоперекачивающих агрегатов магистральных газопроводов.
Известен способ контроля технического состояния газотурбинного двигателя путем определения отклонения фактического значения КПД от исходного значения, полученного в начальный момент эксплуатации (1) .
Недостатком известного способа является сложность контроля, связанная с определением КПД путем измерения большого количества рабочих параметров двигателя.
Цель изобретения — упрощение контроля.
10 z e К вЂ” коэффициент, характеризующий отклонение КПД от исходного значения, др др — фактическое и исходное кю хи значения перепада давле15 ний на входном патрубке, мм вод.ci .
Т вЂ .полная температура на выхлопе двигателя, Т" — полная температура перед
20 о входным патрубком компрессора, В - постоянный коэффициент, равный 2000-3500.
На фиг.1 схематично представлен
25 газотурбинный двигатель (ГТД) гаэоперекачивающего агрегата, реализующий способ; на фиг.2 — результаты эксперимента по определению значений постоянного коэффициента В для ГТД
30 различных типов.
Укаэанная цель достигается тем, что дополнительно устанавливают отношение полных температур на выхлопе двигателя и перед входным патрубком компрессора, равное значению этого отношения в начальный момент эксплуатации, затем измеряют перепад давления на входном патрубке и отВсесоюзный научно-исследовательский инст ут;:... природных газов
840690 бильна в течение года (предельное отклонение менее,2Ъ) .
Реализация способа позволяет существенно упростить контроль технического состояния ГТД и свести
5 его к измерению одной величины— перепада давлений на входном патрубке при стабилизации на заданном уровне отклонения температуры.
Формула изобретения
Агрегат содержит компрессор 1, камеру 2 сгорания с магистралью 3 подачи топлива, турбину привода компрессора 1 со ступенями 4 и 5 и турбину 6 привода 7 нагрузки (нагнетателя)
Перед входным направляющим аппаратом
8 компрессора 1 установлены равномерно по окружности датчики 9 статического давления, соединенные через осредняющий коллектор 10 с дифференциальным манометром 11, второй отвод которого соединен через коллектор 12 с датчиками 13 статического давления, расположенными перед входным патрубком 14 (конфу;зором) компрессора 1. 3а турбиной 6 привода нагрузки 7 установлен дат- 15 чик 15 полной температуры Т „,„ (при регенеративном исполнении датчик
15. размещается за регенератором), а перед патрубком 14 — датчик 16 полной температуры Т, соединенные с 2р измерителем 17 отношения полных температур. Количество датчиков в каждом сечении определяется степенью равномерности температурных полей в этом сечении.
B начальный момент эксплуатации двигатель выводят на установившийся режим с заданным отношением полных температур Т"п)Т» и измеряют исходное значение перепада давлений
hp д на выходном патрубке компрессора 1 по манометру 11.
При необходимости контроля технического состояния двигателя изменяют расход топлива, устанавливая отношение Т ",„/Т, равное значению и начальный момент эксплуатации и измеряют перепад давлений hР< по манометру 11. Затем по приведенному соотношению определяют коэффициент
К,с отклонения фактического значения 4р
КПД от исходного.
Значение постоянной В при номинальных значениях „,„ / о для широко распространенных в настоящее время газоперекачивающих агрегатов составляет
ГТК вЂ” 5 2875
ГТН вЂ” 6 2780
ГТИ вЂ” 10 3000
Как показали промышленные испытания, постоянная В достаточно ста—
Способ контроля технического состояния газотурбинного двигателя путем определения отклонения фактического значения КПД от исходного значения, полученного в начальный момент эксплуатации, о т л и ч а ю шийся тем, что, с целью упрощения контроля, дополнительно устанавливают отношение полных температур на выхлопе двигателя и перед входным патрубком компрессора, равное значению этого отношения в начальный момент эксплуатации, затем измеряют перепад давлений на входном патрубке и отклонение фактического значения КПД от исходного определяют иэ соотношения где Къ — коэффициент, характеризующий отклонение КПд от исходного значения;
ЬЯ >hp z — фактическое и исходное значение перепада давлений на втором патХ рубке, мм вод.ст., Т „ - полная температура на выхлопе двигателя, К, Т вЂ” полная температура пеУ о ред входным патрубком компрессора, К,;
 — постоянный коэффициент, равный 2000-3500.
Источники информации принятые во внимание при экспертизе
1. Ольховский Г.Г. Тепловые испытания стационарных газотурбинных установок. М., "Энергия", 1971.
840690
ur os ог z оя,га
Составитель A.Êëóáíè÷êèí
Техред С. Мигунова Корректор М.Демчик
Редактор А.Химчук
Подписное
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Заказ 4749/62 Тираж 907
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5