Стенд для исследования тягово-сцепныххарактеристик движителя транспортногосредства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВ ЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советскик
Социаиистическик
Республик
<1ц,840696 (61) Дополиительиое к авт. свид-ву(22) 36@8BeHo 190979 (21) 2819192/27-11 с присоединением заявки М (23) Приоритет
Опубликовано 2 0681. Бюллетеиь М 23 (51)М. Кл.з
G 01 И 17/00
Государственный комитет.
С С С P но делам изобретений и открытий (И) УДК629.113.001..4:620.1.05 (088.8) Дата опубликованияописания 230681
Ю.А. Хаханов, В. В. Громов, P .Ê. Веткин, В.П.Грушин и В.А.Лашков (72) Авторы изобретеиия (71) Заявитель (54) СТЕНД ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ТЯГОВО-СЦЕПНЫХ
ХАРАКТЕРИСТИК ДВИЖИТЕЛЯ ТРАНСПОРТНОГО
СРЕДСТВА
Изобретение относится к испытательным стендам и может быть использовано для определения тягово-сцепных характеристик движителя. транспортного средства при прогнозировании его проходимости как в условиях уменьшенной силы тяжести, так и в условиях земной эксплуатации.
Известен стенд для испытания.макетов движителя и грунтов,- содержащий. нагруэочную тележку, прикрепленную к испытуемому движителю, и подвижный имитатор грунта (1) .
Однако в этом стенде для создания нормальной нагрузки на исследуемом движителе (колесе или гусенице) используются гири, что не обеспечивает создания заданной постоянной нормальной нагрузки на движитель при его испытании в условиях 20 уменьшенной силы тяжести или, например, в летающей лаборатории, перемещающейся по кривой траекторий, а также увеличивает вес и, следовательно, инерционность тележки,что снижает точность результатов при исследовании переходных режимов движения.
Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемо- 30 му результату является стенд для испытания тягово-сцепных характеристик движителей, содержащий подвижное основание, шарнирно связанное с испытуемым движителем через параллелограммный механизм, в верхнем шарнире которого соосно с ним установлены профилированные блоки, соединенные посредством гибких связей с упругими элементами, и измерительную систему. Стенд может имитировать условия пониженной гравитации и не перегружен балластными гирями, увеличивающими его массу (2) .
Однако на таком стенде невозможно испытывать движитель в активном (ведущем.) режиме, поскольку реактивный момент от него не может передаваться через шарнирный параллелограмм на подвижное основание, тем самым показания измерительной системы искажаются.
Цель изобретения — исключение влияния реактивного момента движителя на точность определения его тягово-сцепных характеристик.
Поставленная цель достигается тем, что стенд снабжен шарнирными .тягами, образующими с упомянутым параллелограммным механизмом двойной шарнирный
840696 параллелограмм и связывающими дополнительно основание с движителем.
На фиг.1 схематически изображен предлагаемый стенд, вид спереди, на фиг,2 — то же, вид сбоку; на фиг.3 измерительная схема стенда, на фиг.4 — вариант установки стенда н летающей лаборатории.
К мотор-колесу 1, закрепленному на подвижном основании 2, через шарнирный, параллелограмм, состоящий из звеньев 3-6, подведено вертикальное усилие N, которое создается моментами N< и М при помощи упругих элементов, например пружин 7,8 и профилированных блоков 9,10.
При движении мотор-колеса по грунту постоянное усилие М действует внутри выбранного рабочего диапазона аЬсд, что позволяет колесу перемещаться относительно точки 0 основания 2 по горизонтали для снятия тягово-сцепных характеристик колеса и по вертикали (без нарушения постоянства усилия N) при образовании колеи, глубина которой зависит как от несущей способности грунта, так и от вертикальной нагрузки на колесе и степени буксования движителя.
Реактивный момент, возникающий гри движении мотор-колеса, передается через звенья 11-13 на основание
2 . Размер диапазона аbcd выбирается, исходя из длины пути, необходимого для определения тягоно-сцепных характеристик колеса (из этого условия определяется длина диапазона) и максимальной глубины колеи, неровностей грунта (из этого условия определяется высота диапазона).
К подвижному основанию 2 шарнирно подсоединено мотор-колесо 1 через двойной шарнирный параллелограмм, состоящий из звеньев 3,11 и 6,13.
Постоянство усилия и обеспечивается, благодаря подведению моментов М< и М к звеньям механизма от пружин 7 и 8 при этом пружина 8 создает момент М на звене 6 через гибкую снязь и профилированный блок 10, жестко закрепленный на этом звене, а пружина 7 через гибкую связь и профилированный блок 9 создает момент М1 на звене 3 через дополнительное звено
5, на котором жестко закреплен блок
9, и шарнирную тягу 4.
Движение колеса вызывает совместное перемещение звеньев 3, 11, 4, 6 и поворот этих звеньев вокруг осей
14, 15 и 16 (фиг.2), что вызывает поворот звеньев 5 и 6 вокруг оси 17, а также понорот звена 13 вокруг точки А относительно основания 2. Так как звенья 5 и 6 через профилированные 9 и 10 связаны с упругими элементами, например, пружинами 7 и 8, происходит растяжение (сжатие) последних. Моменты М, и М, необходимые для того, чтобы к мотор-колесу в точке Б было приложено постоянное вертикальное усилие, создаются пружинами. Величины моментов изменяются при помощи профилированных блоков 9 и 10. Перемещение точки Ь приводит к относительному перемещению звеньев параллелограмма и повороту его в целом относительно основания, при этом суммарное вертикальное усилие остается без изменения, хотя происходит взаимное перераспределение. величины усилий пружин.
Измерительная, схема стенда (фиг.3) включает датчик 18 тока для определения нагрузочного тока мотор-колеса, датчик 19 пути для определения буксования колеса и датчик 20 усилия для контроля постоянства усилия QИспользование предлагаемого изобретения позволяет получить тяговосцепные характеристики движители для прогнозирования его проходимости в неземных условиях эксплуатации путем обеспечения постоянства нормальной нагрузки.
Изготовленный экспериментальный образец стенда показывает, что постоянство нормальной силы на движителе, перемещающемся в заданных пределах, обеспечивается с точностью
3-5Ъ, что вполне достаточно для проведения испытаний.
5 (О
Формула изобретения
Стенд для исследования тягово-, сцепных характеристик движителя транспортного средства, содержащий подвижное основание, шарнирно связанное с испытуемым движителем через параллелограммный механизм, в верхнем шарнире которого соосно с ним установлены профилированные блоки, соединенные посредством гибких связей с упругими элЕментами, и измерительную систему, о т л и ч а ю— шийся тем, что, с целью исключения влияния реактивного момента движителя на точность определения его тягоно-сцепных характеристик, он снабжен шарнирными тягами, образующими с упомянутым параллелограммным механизмом двойной шарнирный параллелограмм и связывающими дополнительно основание с движителем.
Источники информации, принятые но внимание при экспертизе
1. Анторское свидетельство СССР
Р 152581, кл. G 01 М 17/00, 1963.
2. Авторское свидетельство СССР
9 450090„ кл. G 01 И 17/00, 1972 (прототип) .
840696
Тираж 907 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб, д. 4/5
Филиал ППП "Патент", г Ужгород, ул. Проектная, 4
Редактор И.Николайчук
Заказ 4749/62
Составитель Д.йптер
Техред С.Мигунова Корректор М Демчик