Инструмент для накатки зубчатыхколес

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Респуублик о >841746 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— Я)М. Кл. (22) Заявлено 23. 03. 79 (2! ) 2741090/25-27 с присоединением заявки ¹â€” (23) Приоритет—

В 21 Н 5/00

Государственный комитет

СССР оо дмам изобретеиий и открытий

Опубликовано 300681. Бюллетень ¹ 24 (5З) УДК 621. 771. 67 (088. 8) Дата опубликования описания 300681 (72) Авторы изобретения

A.È.Ñóìèí и С.М.Хазин (7 f) Заявитель (54) ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ НАКАТКИ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС

Изобретение относится к обработке металлов давлением и может быть использовано для горячей прокатки .цилиндрических зубчатых колес.

Наиболее близким техническим реше- > нием к предлагаемому является инструмент для накатки зубчатых изделий, который содержит зубчатый валок и реборды, каждая из которых выполнена составной и имеет подвижную от гидропрнвода, обращенную к изделию рабочую стенку, снабженную полостью для подвода жидкости и пружинами, вэаимодейсзвуЮщими с зубчатым валком (11. 15

Недостатком данного инструмента является то,что в процессе деформирования зубьев торцовые поверхности иэделия контактируют с торцовыми 20 поверхностями инструмента (ребордами) по всей их рабочей длине. Этим создается замкнутый контур калибра зубчатых валков, исключающий компенсацию избытка металла в зоне 25 деформации, который всегда имеет место в реальных условиях прокатки вследствие колебания объема металла в ободе штампованной заготовки, наличия радиального биенйя обода. 30

Кроме того, контакт торцовых поверхностей венца заготовки реборд на значительной длине (высота зуба колеса плюс перекрытие равное одномудвум модулям колеса) при наличии больших давлений и скоростей взаимного скольжения приводит к возникновению дополнительных сил трения, вызывающих закручивание шпинделей зубопрокатного стана, износ торцовых поверхностей реборд, и, следовательно, снижение точности прокатанного изделия.

Цель изобретения — повышение точности накатываемых колес.

Указанная цель достигается тем, что зубчатый валок выполнен с конической торцовой поверхностью, а реборды с концевыми впадинами на их торцах, обращенных к валку, образованными цилиндрической и конической поверхностями, причем цилиндрическая поверхность кольцевых впадин сопряжена с поверхностью вершин зубчатого валка, а коническая поверхность с конической торцовой поверхностью зубчатого валка.

Кроме того, глубина кольцевой впадини реборд равна 0,07-0,15 модуля прокатываемого колеса.

841746

На чертеже изображен предлагаемый инструмент, продольный разрез.

Инструмент содержит зубчатый валок 1 и реборды 2 и 3. На обращенном к валку 1 торце каждой реборды выпол. иена. кольцевая впадина 4, образован-, ная цилиндрической и конической поверхностями, сопряженными соответственно с поверхностью вершин зубьев н конической торцовой поверхностью зубчатого валка 1.

Целесообразно. кольцевые впадины

4 выполнять глубиной d = 00,07-0,15 модуля прокатываемого колеса.

На периферийной части реборд выполнены скосы 5, образующие при пересечении с цилиндрической поверх- 15 ностью впадины 4 кольцевую кромку 6.

Длина зубьев валка 1 увеличена по сравнению с длиной зубьев прокатываемого колеса на глубину впадин 4 реборд 2 и 3. 20

В процессе накатывания зубчатых колес течение металла заготовки 7 в осевом направлении предотвращается ребордами 2 и 3. Зубья валка 1 при согласованном относительном движении с заготовкой 7 внедряются в нее, формируя заданное число зубьев изделия.

При этом в начальный период деления заготовка дополнительно ведется скосами 5 реборд . 2 и 3.

По мере дальнейшего внедрения валка 1 в заготовку торцы ее зубьев,формируемых зубьями валка, оказываются в зоне кольцевых впадин 4 реборд. Таким образом, на участке а торцы зубьев заготовки не контактируют с реборда- И ми 2 и 3.

Выдавленный в кольцевые впадины 4 металл на торцах зубьев заготовки оса-. живается кромками 6 реборд при взаимном вращении валка 1 и заготовки.. 4p

При дальнейшей прокатке, когда вершины формируемых зубьев заготовки пройдут участок а, торцы зубьев заготовки снова входят в контакт с торцами реборд.

Таким образом, наличие кольцевых впадин на ребордах обеспечивает уменьшение трения заготовки о реборды в процессе накатывания зубьев. При этом кольцевые впадины служат компенсаторами избитка металла в калибре зубчатых валков, что снижает усилие прокатки. Все это приводит к повышению точности прокатываемых зубчатых колес.

Положительный эффект достигается $$ .в результате снижения расхода электроэнергии в процессе прокатки за счет уменьшения сил трения торцовых поверхностей реборд зубчатого валка по торцовым поверхностям прокатываемых колес и повышения срока службы зубопрокатнрго инструмента в условиях уменьшения усилий при прокатке, а также повышения точности прокатанных зубчатых колес и связанного с этим уменьшения разности припуска по профилям зубьев при чистовой механической обработке за счет: сокращения брака по чернотам на профилях зубьев при чистовой механической обработке прокатанных деталей; сокращения расхода металла при уменьшении собственно припуска на чистовую механическую обработку профилей зубьев прокатан-, ных колес; увеличения стойкости зубопрокатного инструмента при увеличении толщины зубьев зубчатых валков вследствие уменьшения необходимости припуска и снижения нагрузок прокатки, увеличения стойкости чистового зуборезного инструмента при уменьшении снимаемых припусков, выравненных по всем профилям зубьев колес, увеличения межремонтных циклов работы зубопрокатных станов, сокращения издержек на их эксплуатацию и ремонт.

Ожидаемая экономическая эффективность от использования предлагаемого изобретения составляет 16 тыс.р/г, Формула изобретения

1. Инструмент для накатки зубчатых колес, содержащий зубчатый валок и реборды„отличающийся тем, что, с целью повышения точности накатываемых колес, зубчатый валок выполнен с конической торцовой поверхностью, а реборды с кольцевыми впадинами на их торцах, обращенных к валку, образованными цилиндрической и конической поверхностями, причем цилиндрическая поверхность кольцевых впадин сопряжена с поверхностью вершин зубчатого валка, а коническая поверхность с конической торцовой поверхностью зубчатого валка.

2. Инструмент по п.1, о т л и ч а ю шийся тем, что глубина кольцевой впадины реборд равна

0,07-0,15 модуля прокатываемого колеса.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР .

Р 250874. кл. В 21 Н 5/00, 22.11.68 °

841746

Составитель С.Сасенко

Редактор М.Ткач Техред М.Коштура Корректор Г. Назарова

Заказ 4939/7 Тираж 740 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Иосква, Ж"35, Раушская наб., д.4/5

Филиал ППП "Патент", r.Óæroðoä, ул.Проектная,4