Заклепочное соединение
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советских
Социал истичесних
Республик
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕИЛЬСТВУ
pi>342245 (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 16,08.79 (21) 2811257/25-27
С ПРИСОЕДИНЕНИЕМ ЗаЯВКИ Йо 511М „з
F 16 В 5/04
Государственный комитет
СССР по делам изобретений и открытий (23) Приоритет
Опубликовано 3006,81, Бкзллетень @ 24
t53) УД 621. 884 (088. 8) Дата опубликования описания 3006 81 (72) Авторы изобретения п(щ 1,) (", °, А. С. Лозинский, A. я. Черняк, K.д. длексеефф, p," „, Л.A. Бродская, Ю.В. Родионов и К.П. Чечней:
: (и Ф / с г .т..>ф т (71) заявители (54) ЗАКЛЕПОЧНОЕ СОЕДИНЕНИЕ 2
Изобретение относится к машиностроению в частности к соединениям в самолетостроении.
Известно заклепочное соединение, содержащее пакет соединяемых. деталей, s конические отверстия которых установлены конические заклепки, расположенные рядами, причем конусность отверстия в пакете соединяемых деталей на 15-20% меньше конусности стержня заклепки, а диаметр большого основания стержня заклепки превышает больший диаметр конического отверстия в пакете на 2-1% 51) .
Однако многорядное соединение, образованное этими заклепками, установленными с одинаковыми, натягами, не обеспечивает требуемой надежности и ресурса соединения из-эа неравномерного распределения сдвигающих нагрузок между рядами заклепок.
Известно что в соединении деталей силовыми элементами, расположенными рядами, в условиях сдвигающихся нагрузок наиболее нагруженными являются крайние ряды (фиг. 4) по которым, как правило происходит разрушение.
Цель изобретения — повышение надежности и ресурса многорядного соединения в условиях сдвигающих нагрузок.
Укаэанная цель достигается уста-. новкой крепежа с коническим телом, в отверстие той же конусности меньшего диаметра с обеспечением после запрессовки крепежа в отверстия радиальных натягов, пропорциональных действующим на каждый ряд нагрузкам по формуле и 0 2+О 2
100 и где h — радиальный натяг в мм в соединении;
n — порядковый номер ряда, считая средний (средние для четного количества рядов) ряд первым;
d — диаметр крепежа н зоне зак кладной головки.
На фиг. 1 показано многорядное соединение, например заклепочное, с выступающими закладными головками до запрессовки и образования замыкающих головок, на фи=. 2 — аналогичное соединение с потайными закладными головками, на фиг. 3 — распределение натягов по рядам десятирядного шва при различных уровнях нагружения,- на фиг. 4 — целесообразное распределе842245 ние натягов по рядам десятирядного шва с целью повышения ресурса соединения.
Многорядное соединение деталей образовано несколькими рядами крепежа, например, заклепками 1, установленными в соосные конусные отверстия соединяемых деталей 2 и 3.
Поскольку в многорядном соединении нагрузка по рядам распределяется неравномерно (фиг. 3) необходимо в каждом ряду крепежа создать натяг, пропорциональный дествующей нагрузке.
Для швов, указанных на фиг. 1 и 2, натяги определяются следующим образом.
1 ° 0,2 + 0,2 — 100
2 ° 0,2 + 0,2
2 100 к
3 ° 0,2 + 0,2
1Я к
Величины натягов для десятирядного шва приведены на фиг. 4.
Установка конусного крепежа, например, заклепок производится следующим образом.
Ограничительными насадками настроенными на различную глубину, производят сверление и эенкование конусных отверстий, диаметры которых различны для каждого ряда. Затем конусный кре- ЗО пеж 1 с одинаковыми размерами конусной части устанавливают в подготовленные отверстия и осаждают заподлицо с пакетом либо с помощью пресса, либо клепальными молотками. Так как разме- З5 ры отверстий разные, различны по величине натяги ь,, а, h и т.д. Для настройки огранйчительйой насадки и практического определения величины натяга замеряют величину зазора S 4О между головкой крепежа и плоскостью пакета S ф-, где К вЂ” конусность крепежного элемента. Для конусности
1:50, наиболее широко применяемой в промышленности, К = 0,02.
Установка крепежа в многорядном шве с различными радиальными натягами по различным рядам повышает в 23 раза ресурс соединения, увеличивает время межремонтных, налетов, что снижает затраты .на ремонтные работы.
Формула изобретения
1. Заклепочное соединение, содержащее пакет соединяемых деталей в конические отверстия которых установлены конические заклепки, расположенные рядами, о т л и ч а ю щ е е.с я тем, что, с целью повышения надежности и ресурса соединения в условиях сдвигающих нагрузок заклепки в рядах установлены с неравным радиальным натягом, 2. Соединение по п. 1, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что натяг заклепок в различных рядах определяется по формуле
n ° 0,2+ 0 2
100 где Ь вЂ” величина радиального натяга; и — порядковый номер ряда, считая первым средний;
d — диаметр заклепки в зоне зак хладной головки.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР по заявке 9 2718968/25-27, кл. F 16 В 5/04, 31.01.79
842245
q /ЯФ
<АЮ
Рфаугу
8Н
Заказ 5013/32
Тираж 860 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Иосква, Ж-35, Раутаская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул.. Проектная, 4
Составитель В. . Голов
Редактор Е. Спиридонова Техред A. Савка Корректор С. Щомак