Радиальная гидродинамическая опораскольжения
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
Союз Советских
Социалистических
Республик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свмд-ву (22) Заявлено 220678 (21) 2631836/25-27 (53)РА с присоединением заявки ¹
F 16 С 17/02
Государственный комитет
СССР по делам нзобретеннй н открытнй (23) Приоритет
Опубликовано 30,06,81, Бюллетень ИВ 24 (5Ç) ЮК 621. 822.
5 (088 8) Дата опубликования описания 300681 (72) Авторы
:изобретения
В.М. Плотников, В.Д. Поташников и Л.Н.
Специальное конструкторское бюро "Газпр
Всесоюзного научно-исследовательского п объединения "Союзгазавтоматика"
{71) Заявитель (54) РАДИАЛЬНАЯ ГИДРОДИНАМИЧЕСКАЯ ОПОРА
СКОЛЬЖЕНИЯ
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в опорах скольжения машин и приборов.
Известна радиальная гидродинамическая опора скольжения, содержащая
5 наружную обойму, охватывающую с зазором цапфу вала, и другие лепестки, расположенные между ними и смонтированные на цапфе вала (11 .
Известная опора обладает недостаточной несущей способностью и виброустойчивостью, так как она не обеспечивает возможность регулирования положения вала под действием нагрузки. 15
Цель изобретения — повышение несущей способности и виброустойчивости опоры.
Укаэанная цель достигается тем, что опора, содержащая наружную обойму, охватывающую с зазором цапфу вала, и упругие лепестки, расположенные между ними и смонтированные на цапфе вала, снабжена струенаправляющим аппаратом, закрепленным на внутренней поверхности наружной обоймы, а в зоне расположения упругих лепестков в наружной обойме выполнено отверстие, регулируемое по размеру. З0
На фиг. 1 изображена радиальная гидродинамическая опора; на фиг.2— сечение A-A на фиг. 1.
Опора содержит наружную обойму 1, охватывающую с зазором цапфу вала 2, и упругие лепестки 3, расположенные между ними и смонтированные на цапфе вала 2, а также струенаправляющий аппарат 4, закрепленный на внутренней поверхности 5 наружной обоймы 1, при этом в зоне расположения упругих лепестков 3 s наружной обойме 1 выполнено регулируемое по размеру отверстие 6.
Регулирование размера отверстия 6 осуществляется винтом 7 и пластиной 8..
Струенаправляющий аппарат 4 выполнен в виде радиальных ребер 9.
Опора работает следующим образом.
При вращении цапфы вала 2 упругие лепестки 3 отбрасывают жидкость от центра к внутренней поверхности 5 наружной обоймы 1 ° Вследствие упругости лепестков 3 и инерционности жидкости, лепестки 3 не приводят во вращение все части жидкости, попавшей между ними. При этом лепестки 3 изгибаются и отходят от наружной .обоймы 1. Нормальный режим работы опоры осуществляет я таким образом
842260
Формула изобретения
А-А
7 У Б иг.
БИИИПИ Заказ 5013/32 Тираж 860 Подписное
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная,4 без касания упругими лепестками 3 внутренней поверхности 5 наружной обоймы 1.
При увеличении нагрузки на цапфу вала 2, его центр смещается относительно центра наружной обоймы 1, а упругие лепестки 3 могут касаться внутренней поверхности 5 наружной обоймы 1. Чтобы исключить касание, приоткрывают отверстие б, перемещая планку 8. При этом, часть жидкости, нагнетаемой вращающимися упругими лепестками 3, устремляется в отверстие
6, давление жидкости в области отверстия б уменьшается и цапфа вала 2 смещается в направлении, противоположном действию нагЯ зки. Регулировкой положения пластины 8 меняется степень открытия отверстия 6 и возникает результирующая гидродинамического воздействия, смещающая цапфу вала 2 в сторону отверстия б.
С целью эффективного воздействия на положение цапфы вала 2 под нагруз.кой регулируемое отверстие. б в наружной обойме 1 располагается со старо° ., ны действия радиальной нагрузки.
Струенаправляющий аппарат 4 предотвращает закручивание жидкости, в которой работает опора, что расширяет допустимый диапазон скоростей вращения вала 2 и также увеличивает несущую способность опоры.
Установка вала на такой опоре обеспечивает демпфирование колебаний при переменных радиальных нагрузках и длительную работу вследствие малого ее износа (износ имеет место только при пуске и остановке). Обеспечивается также самоцентрирование системы, состоящей из вала и упругих лепестков 3, вращающихся в наружной обойме 1.
Опору используют в турбинах тахометрических расходомеров. Эти турбийы устанавливаются- в потоке жидкости или газа. При этом повышается эффективность работы струенаправляющего аппарата 4.
Опоры турбин тахометрических рас5 ходомеров являются наиболее быстроизнашивающимися узлами этих приборов.
Это связано с тем, что опоры находятся в потоке измеряемой среды, которая в большинстве случаев загрязне о на твердыми частицами. Быстрый износ опор в таких условиях приводит к ограничению скорости вращения турбины.
Такое ограничение отрицательно сказывается на метрологических характеристиках расходомеров, сокращая диа-.
15 пазон измерения.
Изобретение позволяет повысить долговечность машин и приборов.
1. Радиальная гидродинамическая опора скольжения, содержащая наружную обойму, охватывающую с зазором
25 цапфу вала, и упругие лепестки, расположенные между ними и смонтированные на цапфе вала, о т л и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения несущей способности и виброустойчивости, она снабжена струенаправляю- щим аппаратом, закрепленным на внутренней поверхности наружной обоймы, а в зоне расположения упругих лепестков в наружной обойме выполнено отверстие.
2. Опора по п. 1, о т л и ч а ю— щ а я с я тем, что отверстие выполнено регулируемым по размеру.
Источники информации, 46 принятые во внимание при экспертизе . 1. Патент США Р 3951474, кл. 308-9, 1976.