Упругая опора

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБ Е ЕНИЙ

К АВТОРСКОМУ СВИ ЕТИЛЬСТВУ

Союз Советсннк

Соцнапнстичесннк

Республин

«п842262.Ф

Ф

1

Ф (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 120778 (21) 2643255/25-27 с присоединением заявки Йо

<511М. Кл.

F 16 С 27/00

Государственный комитет

СССР по делам изобретеиий и открытий (23) Приоритет

Опубликовано 300681. Бюллетень 1Чо 24

Дата опубликования описания 30.06.81 (5З) У4 621. 822. . 6 (088. 8) с 3 .ii

В.И. Исаков, М.А. федорович и A.A. ЧерноД J,". t F: У)!:, . -.. ;,.;:, 5f 1".! .! i, . ff ) 4. (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54) УПРУГАЯ ОПОРА

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для применения в установках, к которым предъявляются повышенные требования с точки зрения их виброактивности.

Известна упругая опора, содержащая смонтированные в корпусе вал с подшипником и концентрично установленные на наружной поверхности подшипника жесткие кольца, разделенные упругими кольцами с выступами на наружной и внутренней поверхностях (11 .

Недостатком известной опоры является то, что ее упругость в горизонтальном и вертикальном направлениях различна. Это приводит к тому, что в такой опоре наблюдается раздвоение критической скорости. При скорости

V наступает состояние резонанса для горизонтальных колебаний, в то время как амплитуда вертикальных остается еще малой. При большей скорости V< наступает резонанс для вертикальных колебаний. Траектория центра цапфы вала представляет собой эллипс,вытянутый вдоль горизонтального и вертикального направлений соответственно.

Таким образом, практически н таком случае наблюдаются две критические скорости, и, следовательно, виброактивность вала с такими упругими опорами возрастает. Особенно это существенно, если работа происходит на закритическом режиме и имеется необходимость проходить через эти два критических режима.

Цель изобретения — снижение виброактивности за счет исключения раздвоения критических скоростей.

Поставленная цель достигается тем, что упругая опора, содержащая смонтированные в корпусе вал с подшипником и концентрично установленные на наружной поверхности подшипника жесткие кольца, разделенные упругими кольцами с выступами на наружной и внутренней поверхностях, снабжена смонтированными со стороны ее торцов двумя кольцами, на обращенной к под2О шипнику поверхности каждого кольца выполнены два диаметрально противоположных выступа, поперечное сечение каждого из которых имеет форму сегмента, при этом упомянутые выступы расположены в зазоре между жестким и упругим кольцами. А одно из упругих колец выполнено в виде двух па-! раллельных колец, соелинен ных пере— мычками, в средней части каждой из которых имеются два противоп ложно

842262 направленных дугообразных выступа, расположенные с возможностью контакта с наружной поверхностью подшипника. .На фиг. 1 изображена опора, общий вид; на фиг. 2 — опора, разрез

А-A на фиг. 1 на фиг. 3 — развертка упругого кольца.

Упругая опора содержит вал 1, подшипник 2, установленный с натягом в жесткое кольцо 3, с торцов которого расположены кольца 4,, с диаметрально противоположными выступами, соединенные с помощью разъемного соединения с охватывающим их упругим кольцом 5, которое в свою очередь с натягом вставлено в жесткое кольцо 6, уста- 15 новленное в упругое кольцо 7, опирающееся на внутреннюю поверхность корпуса 8 опоры. Штифты 9 предохраняют упругое кольцо 7 от проворота в корпусе опоры. 20

Упругое кольцо 5 выполнено в виде двух колец 10, соединенных перемычками 11, на каждой иа которых имеются два противоположно направленных упругих дугообразных выступа 12. 25

Динамические усилия, идущие от неуравновешенного вала, рассматриваются в двух взаимо-перпендикулярных направлениях: горизонтальном и вертикальном. В случае большей податливости .корпуса опоры в горизонтальном направлении, чем в вертикальном, упругая опора устанавливается и фиксируется в таком положении, чтобы выступы колец 4 располагались в горизонтальной плоскости, и необходимая податливость, значение которой можно рассчитать, сообщается опоре вала с помощью упругого кольца 5. В результате этого происходит выравнивание местности опоры по окружности и опора 40 иэ анизотропной превращается в близкую к иэотропной и, следовательно, обладающей практически одним значением критической скорости в вертикальном и горизонтальном направлении. Упругое кольцо 7 выполняет обычную функцию уменьшения динамических реакций, передающихся на фундамент и разгрузки подшипников.

Технико-экономический эффект предлагаемого изобретения состоит в создании малошумных силовых установок, снижая их виброактивность при установке предлагаемой опоры, повышает надежность и долговечность деталей, приборов и систем, работающих в пространстве, окружающем виброиэолируемый ротор.

Формула изобретения

1. Упругая опора, содержащая смонтированные в корпусе вал с подшипником и концентрично установленные на наружной поверхности подшипника жесткие кольца, разделенные упругими кольцами с выступами на наружной и внутренней поверхностях, о т л и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью снижения виброактивности опора снабжена смонтированными со стороны ее торцов двумя кольцами, на обращенной к подшипнику поверхности каждого кольца выполнены два диаметрально противоположных выступа, поперечное сечение каждого из которых имеет форму сегмента, при этом упомянутые выступы расположены в зазоре между жестким и упругим кольцами.

2. Упругая опора по п. 1., о т л и ч а ю щ а я с я тем, что одно из упругих колец выполнено в виде двух параллельных колец, соединенных перемычками, в средней части каждой иэ которых имеются два противоположно направленных дугообразных выступа, расположенные с возможностью контакта с наружной поверхностью подшипника.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Маслов Г.С. Расчеты колебаний валов. Справочник. М., Машиностроение, 1968, с. 260, рис. 95.

842262

11 12

Фиг. Я

Составитель В. Хохлов

Редактор Е. Спиридонова Техред A. Савка Корректор С. Корниенко

Заказ 5013/32

Тираж 860 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4