Устройство для контроля знанийобучаемого

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОП ИСАНИ Е

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

Союз Советскик

Социалистических

Республик

< >842922

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 24.08.79 (21) 2814317/18-24 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М.К .

G 09 В 7/02

Гесудерстееннмй кемнтет (53) УДК 681.3. .071 (088.8) Опубликовано 30.06.81. Бюллетень №„24

Дата опубликования описания 05.07.81

le ленам нзееретеннй н еткрытнй (72) Автор изобретения

В. Г. Вохмянин (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ОБУЧАЕМОГО

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности, к устройствам автоматизированного приема экзаменов, контрольных работ и закрепления знаний обучаемых при изучении нового материала.

Известно устройство для контроля знаний обучаемого, содержащее блок ввода ответов, подключенный к коммутатору номера вопроса, соединенному с переключателем сигналов готовности ответа, блоком кодирования вопросов, блоком регистрации правильных ответов и блоком регистрации неправильных ответов, подключенным к блоку регистрации правильных ответов, блок фиксации сйгналов правильности ответа, подключенный к выходам блока кодирования вопросов и ко входам переключателя сигналов готовности ответа (1) .

Недостаток данного устройства — наличие электромеханических элементов, снижающих надежность устройства, невозможность контроля знаний по вопросам, которые имеют неоднозначный ответ, например: «На- © зовите кристаллические модификации углерода». — «Графит, алмаз, карбин, лонедейЛит». «Назовите спутники Марса». «Фобос, Деймос», «Решите уравнение x — 35x+250

= О».— «10,25», «Назовите годы жизни

M. 1О. Лермонтова», — «1814 — 1841» и т. д.

Наиболее близким к предлагаемому является устройство, содержащее блок ввода ответов, соединенный с блоком кодирования ответов, индикаторы правильных ответов, подключенные к первй шине питания и ключам первой группы, соединенным со второй шиной питания, индикаторы неправильных ответов, подключенные к первой шине питания и к ключам второй группы, соединенным со второй шиной питания, которая через элемент сброса ответов подключена ко входу устройства, а также последовательно включенные элемент задержки и переключатель готовности ответа, соединенный с первой шиной питания, подключенной к Коммутатору вопросов, соединенному с элементом задержки, блок контроля последовательности элементов ответа, подключенный к коммутатору вопросов, блоку кодирования ответов и второй шине питания, две группы элементов И, первые входы которых соединены с выходами коммутатора вопросов, вторые входы элементов И первой группы подключены к выходам ключей

842922 второй группы, а выходы — ко входам ключей первой группы, вторые входы элементов И второй группы подключены к выходам ключей первой группы, а выходы — ко входам ключей второй группы (2) .

Недостаток этого устройства — невозможность контроля знаний по вопросам, которые имеют неоднозначный ответ.

Цель изобретения — расширение дидактических возможностей устройства за счет обеспечения однозначности и полноты ответа обучаемого.

Поставленная цель достигается тем, что в устройство содержащее последовательно включенные блок ввода ответов, первый блок кодирования и первый блок контроля последовательности элементов ответа, последовательно соединенные первый переключатель, блок задержки, первый коммутатор и блок регистрации, соединенный вторым входом с вторым выходом первого переключателя, введены второй переключатель и последовательно включенные второй блок кодирования, второй блок контроля последовательности элементов ответа, первый блок совпадения, блок памяти, второй блок совпадения и второй коммутатор, соединенный выходами с третьими входами блока регистрации, вторые входы первого блока совпадения подключены к выходу второго переключателя, третий вход — к выходу первого блока контроля последовательности элементов ответа, соединенному также со вторым входом второго блока совпадения, третьи входы которого подключены к первому выходу первого переключателя, а четвертый вход — ко второму выходу первого блока кодирования, вторые входы блока памяти соединены с выходом блока задержки.

Кроме того, в устройство введены также генератор, соединенный с выходом с четвертыми входами блока регистрации, и последовательно включенные элемент ИЛИ, элемент И и третий коммутатор, соединенный выходами с пятыми входами блока регистрации, второй вход элемента И подключен к первому выходу первого переключателя, входы элемента ИЛИ соединены с выходами блока памяти.

На чертеже схематически изображено устройство для контроля знаний обучаемого.

Устройство состоит из блока 1 ввода ответов, первого блока 2 кодирования, первого блока 3 контроля последовательности элементов ответа, второго блока 4 кодирования, второго блока 5 контроля последовательности элементов ответа, первого переключателя 6 (готовности ответа на данный вопрос), коммутатора 7 (вопросов), блока

8 регистрации (ответов), элемента 9 сброса ответов, шин IO и 1! питания, блока !2 задержки, первого триггера 13 регистрации правильного ответа второго триггера 14 регистрации правильного ответа, второго переключателя 15 (по окончании одного из возможных ответов на вопрос), элемента И 16, элемента И 17, элемента И 18, элемента

И 19, элемента ИЛИ 20, элемента ИЛИ 21, элемента И 22, генератора 23.

Блок 8 состоит из узлов 24 регистрации отдельных ответов, число которых равно числу вопросов в билете. Узел 24 содержит фототиристорный оптрон 25, состоящий из ключа 26 и свтодиода 27, фототиристорный оптрон 28, состоящий из ключа 29 и свето о диода 30, индикатор 31 правильных ответов, индикатор 32 неправильных ответов и коммутатор 33.

Блок 1 состоит из кнопок, количество их равно количеству различных элементов, из

ts которых могут быть. составлены ответы на билет. Если, например, ответ конструируется только в цифровом выражении, то число кнопок равно десяти (кнопки на чертеже не показаны).

Блоки 2 и 4 построены так, что при правильном ответе на вопрос последовательно выдаются сигналы соответственно на блоки

3 и 5 для контроля последовательности элементов ответа, а при неправильном вводе хотя бы одного элемента ответа выдается сигнал на обнуление соответствующих элементов контроля последовательности элементов ответа этих блоков.

Триггеры 13 и !4 объединены в блок 34 памяти элементы 16 и 17 — в блок 35 совпадения, элементы 18, 19, 21 — в блок

ЗО 36 совпадения. На чертеже изображены также коммутаторы 37 и 38.

Устройство работает следующим образом.

Обучаемый получает билет с вопросами, которые могут иметь как однозначный, так

35 и многозначный ответ.

Например, один из вопросов — решить уравнение x — 35х + 250 = О. Ответами этого уравнения являются числа 25 и 10.

Учащийся должен самостоятельно сформулировать данные ответы и поочередно вве40 сти их в блок 1. Если первый ответ сделан правильно, т. е. последовательно введены сначала, например, 2, а затем 5, то данный ответ записан в какой-либо из блоков контроля последовательности элементов ответа, например, в блок 3 через блок 2 кодирования. В этом случае, если учащийся решил уравнение неправильно, то соответственно ввел неправильный ответ, и ни в одном из блоков 3 или 5 контроля последовательности элементов ответа введенный

gp ответ не запишется. После ввода первого ответа учащийся с помощью переключателя 15 фиксирует окончание первого ответа. Сигнал с переключателя 15 подается на первый вход элемента

И 16. Если ответ сделан правильно, то на второй вход элемент И !6 подается сигнал с блока 3, а с элемента И 16 выдается сигнал на единичный вход триггера 13. Триггер 13 из нулевого состояния переходит в

842922 из триггеров 13 и 14 находится в единичном состоянии, после нажатия на переключатель

6 с него поступает сигнал на один из входов элемента И 22, на второй вход элемента И 22 поступает сигнал с элемента ИЛИ 20, так как один из триггеров 13 или 14 находится в единичном состоянии. С выхода элемента

И 22 сигнал через коммутатор 33 подключает индикатор 31 к выходу генератора 23.

Индикатор 31 излучает мерцающий свет.

Спустя некоторое время, определяемое блоком 12, включается индикатор 32. Таким образом, мерцающий индикатор 31 при включении индикатора 32 указывает на то, что на данный вопрос был дан неполный ответ.

При каждом нажатии на переключатель

6 триггеры 13 и 14 устанавливаются в нулевое положение путем подачи на их нулевые входы сигнала с переключателя 6 через блок 12. единичное. После фиксации окончания .первого ответа учащийся вводит в устройство второй ответ. Если второй ответ сделан правильно, т. е. последовательно введены сначала 1, затем О, то данный ответ записан в блок 5 через блок 4. Блок 3 будет в этом случае обнулен. В том случае, если учащийся второй ответ ввел неправильно, то в блок 5 ввденный ответ не запишется, После ввода второго ответа учащийся с помощью переключателя 15 фиксирует окончание второго ответа. Сигнал с переключателя 15 подается на первый вход элемента И 17.

Если ответ сделан правильно, то на второй вход элемента И 17 подается сигнал с блока 5, а с элемента И 17 выдается сигнал на единичный вход триггера 14. Триггер 4 из нулевого состояния переходит в единичное.

В зависимости от правильности ответов, триггеры 13 и 14 могут иметь следующие состояния: триггеры 13 и 14 находятся в еди- После нажатия на переключатель 6 в устничном состоянии (оба ответа на вопрос яв- ройстве исключается любое исправление ляются правильными); триггер 13 находит- ответа. Так, если вначале сделаны все отся в единичном состоянии, триггер 14 нахо- веты на вопрос неправильн, б дится в нулевом состоянии (один из ответов реть индикатор 32. Если ответ на этот же на вопрос является правильным, второй не- вопрос будет повторен и окажется правильправильным); триггер 13 находится в нуле- ным, то на светодиод 27 будет подан сигвом состоянии, триггер 14 находится в еди- нал. Однако ключ 26 не включится, а сленичном состоянии (один из ответов на воп- довательно не включится и 31 t я и индикатор 3 рос является правильным, второй — непра- вследствие того, что цепь управления клювильный); триггеры 13 и 14 находятся в чом 26, светодиод 27, зашунтирована клюнулевом состоянии (оба ответа на вопрос яв- зо чом 29 фототиристорного оптрона 28. Есляются неправильными). ли же вначале сделаны все ответы на вопосле ввода в устройство всех ответов рос правильно, то будет гореть индикатор включают переключатель 6. 3I Если ответ на этот же вопрос будет поассмотрим дальнейшую работу устрой вторен и окажется неправильным, то на ства в случае, когда оба ответа на вопрос светодиод 30 будет подан сигнал. Однако являются правильными, т. е. триггеры 13 З ключ 29 не включится, а следовательно, не и 14 находятся в единичном состоянии. включится и индикатор 32 вследствие того, После нажатия на переключатель 6 с что цепь управления ключом 29, светодиод него поступает сигнал на элемент И 19, 30, зашунтирована ключом 26 фототиристорс выхода которого сигнал через элемент ного оптрона 25. Исправить ответ с неп ау атор 37 поступает на све- 4п вильного на неполный также невозможно непратодиод 27 фототиристорного оптрона 25, ввиду того, что коммутатор 33 может быть благодаря которому включаются ключ 26 включен только тогда, когда закрыт ключ и индикатор 31 правильных ответов. 29. Это обеспечивается благодаря связи

Рассмотрим работу устройства в случае, коммутатора 33 с ключом 29. когда оба ответа на вопрос являются не- Устройство может контролировать знания .правильными, т. е. триггеры 13 и 14 нахо- 45 и по вопросам, имеющим однозначный ответ. Например, по вопросам такого вида;

После нажатия на переключатель 6 с вычислить корень кубический из числа 1000. него поступает сигнал на элемент И 19, Для этого используется элемент И 18, на с выхода которого сигнал на элемент ИЛИ один из входов которого при однозначном

21 не поступает, так как триггеры 13 и 14 ответе подается сигнал с блока 2, на втонаходятся в нулевом положении. Одновре- В рой вход при правильном ответе на вопрос менно с переключателя 6 подается сигнал сигнал подается с блока 3. После нажатия на элемент 12 задержки. Сигнал с блока 12 на переключатель 6 с выхода элемента И 18 через коммутатор 7 поступает на светодиод сигнал через элемент ИЛИ 21, коммутатор

30 фототиристорного оптрона 28, благода- 37 подается на светодиод 27, благодаря коря которому включаются ключ 29 и инди- торому включаются ключ 26 и индикатор 31. р р ильных ответов. Предлагаемое устройство позволяет контВ случае, когда один ответ правильный, ролировать знания по вопросам, имеющим другой — неправильный, т. е. лишь один как однозначные, так и двузначные ответы.

842922

Формула изобретения

-1 1

ВНИИПИ Заказ 5115 66 Тираж 484 Подписное

Филиал ППП «Патент», r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Для контроля знаний по вопросам, имеющим трех-, четырех-, пятизначные и т. д. ответы, необходимо дополнительно в схему экзаменатора ввести соответственно или один, или два, или три и т. д. блока кодирования ответов и блока контроля последовательности элементов ответа.

Устройство позволяет производить контроль знаний по вопросам, имеющим не только однозначные, но и многозначные ответы, а также выявить полноту ответа на поставленные вопросы.

Устройство для контроля знаний обучаемого, содержащее последовательно включенные блок ввода ответов, первый блок кодирования и первый блок контроля последовательности элементов .ответа, последовательно соединенные первый переключатель, блок задержки, первый коммутатор и блок регист- 2о рации, подключенный вторым входом ко второму выходу первого переключателя, отличающееся тем, что, с целью расширения дидактических возможностей устройства за счет обеспечения однозначности и полноты ответа, оно содержит второй переключатель и последовательно включенные второй блок кодирования, второй блок контроля последовательности элементов ответа, первый

8 блок совпадения, блок памяти, второй блок совпадения и второй коммутатор, соединенный выходами с третьими входами блока регистрации, вторые входы первого блока совпадения подключены к выходу второго переключателя, третий вход — к выходу первого блока контроля последовательности элементов ответа, соединенному также со вторым входом второго блока совпадения, третьи входы которого подключены к первому выходу первого переключателя,-,а четвертый вход — ко второму выходу первого блока кодирования, вторые входы блока памяти соединены с выходом блока задержки.

2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, 4то оно содержит генератор, соединенный выходом с четвертыми входами блока регистрации, и последовательно включенные элементы ИЛИ, элемент И и третий коммутатор, соединенный выходами с пятыми входами блока регистрации, второй вход элемента И подключен к первому выходу первого переключателя, входы элемента ИЛИ соединены с выходами блока памяти.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР по заявке № 2653058/18-24, кл. G 09 В 7/02, 1968.

2. Авторское свидетельство СССР по заявке № 2662780/18-24, кл. G 09 В 7/02, 1978 (прототип).