Автоматизированный класс дляобучения и контроля знаний обучаемых
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИСАНИ Е
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик ()842925
Ф
-Ф
Ф (61) Дополнительное к авт, свид-ву— (22) Заявлено 23.07.79 (21) 2799926/18-24 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М. К .
G 09 В 7/07
Гасударственный кюмнтет
Опубликовано 30.06.81. Бюллетень №24
Дата опубликования описания 05.07.81 (53) УДК 681.3. .071 (088.81
I3o делам изобретений и еткрытий (72) Авторы изобретения
Н. Н. Мухин, Ю. С. Чистяков, и В. П. Авраменко С.
1! Л
J j
Я15 (71) Заявитель (54) АВТОМАТИЗИРОВАННЫЙ КЛАСС ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ
И КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ОБУЧАЕМЫХ
Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности к адаптивным обучающим системам, построенным на базе вычислительных машин.
Известен автоматизированный класс, содержащий вычислительную машину, пульт преподавателя, пульты обучаемых, блок обращения к вычислительной машине, блок приема информации, блок распределения зон памяти, блок памяти, блок приоритетного обращения к выбранному пульту, блок выдачи информации, электронный коммутатор пультов, блок выработки сигнала тревоги, блок переключения зон памяти (1) .
Известный класс не позволяет эффективно и качественно подготовить операторов к работе на клавишных устройствах для некоторых специальностей без изменения методики их подготовки.
Наиболее близким к предлагаемому является автоматизированный класс, содержащий вычислительную машину, соединенную с блоком регистрации, который подключен к пульту преподавателя, с электрон- 26 ным коммутатором пультов, вход которого соединен с выходом блока выдачи информации, подключенного к блоку выработки сигнала тревоги и. к блоку переключения зон памяти, а выходы электронного коммутатора соединены с основными пультами обучаемых: с блоком памяти, соединенным с выходом блока распределения зон памяти и с блоком переключения зон памяти, с блоком приоритетного обращения к выбранному пульту, соединенным с блоком переключения зон памяти и с пультом преподавателя, выход которого подключен к основным и дополнительным пультам обучаемых и к блокам распределения информации для.четных и нечетных пультов, входы и выходы которых соединены с соответствующими четнымн и нечетными пультами, к блоку приема информации, подключенному к пультам обучаемых и входу блока распределения зон памяти, второй вход которого соединен с блоком обращения к вычислительной машине, который, в свою очередь, подключен к ЭЦВМ .(2).
Данный автоматизированный класс обеспечивает качественную подготовку специалистов-телеграфистов в режимах обучения и контроля. Однако, он не позволяет осуществлять подготовку специалистов-радиотелеграфистов, работающих на различ842925 ных клавишных аппаратах, например, типа датчика кода Морзе;
Цель изобретения — расширение дидактических возможностей без изменения общего алгоритма его работы.
Указанная цель достигается тем, что в известный автоматизированный класс, содержащий последовательно включенные блок программного управления, коммутатор пультов, первую группу пультов обучаемых, блок приема информации, блок распределения зон памяти, блок памяти, блок переключения зон памяти, блок выдачи учебной информации, блок сигнализации, пульт преподавателя и блок приоритета, вторую группу пультов обучаемых, выход блока приоритетов соединен с первым входом блока переключения зон памяти и блока программного управления, второй вход которого подключен непосредственно к выходу блока памяти, а третий вход — через формирователь управляющих сигналов к первым выходам пультов обучаемых первой и второи групп, вход блока распределения зон памяти подключен к выходу формирователя управляющих сигналов, выход блока выдачи учебной информации соединен со входом коммутатора пультов, выход блока программного управления через блок регистрации подключен ко входу пульта преподавателя, первый выход которого соединен со входами пультов обучаемых второй группы, второй выход — с первыми входами распределителей информации, вторые входы которых подключены ко вторым выходам пультов обучаемых первой и второй групп, а выходы— ко входам пультов обучаемых первой группы, введены последовательно включенные формирователи кодов Морзе, шифраторы, генераторы и блоки совпадения, входы которых соединены с выходами соответствующих шифраторов, а выходы — с соответствующими входами блока приема информации, распределителей информации и формирователя управляющих сигналов.
На чертеже приведена блок-схема предлагаемого автоматизированного класса программированного обучения и контроля.
Автоматизированный класс для обучения и контроля знаний обучаемых содержит пульт 1 преподавателя, первые пульты 2 обучаемых (типа СТА-2М), формирователь
3 управляющих сигналов, блок 4 приема информации, блок 5 распределения зон памяти, блок 6 памяти, блок 7 приоритета (обращение к выбранному пульту), блок 8 выдачи учебной информации, коммутатор 9 пультов, блок 10 программного управления, блок ll сигнализации, блок 12 переключения зон памяти, блок 13 регистрации, распределители 14 и 16 информации (для нечетных и четных пультов), блок 16 совпадения, генератор 17 (специальной пачки им4 пульсов), шифратор 18, датчик 19 кодов
Мо зе, вторые пульты 20 обучаемых. лок 10 выдает адреса обобщений (радиограммы по передаче их текста), сообщает обучаемому, правильно ли он ввел текст сообщений, указывает на тип допущенных ошибок и на передачу дополнительных адресов сообщений с учетом ошибок, обеспечивает индивидуальную работу в удобном для обучаемого темпе, необходимую степень адаптации к индивидуальным особенностям
1Î обучаемого, выдает результаты работы обучаемых на печать для преподавателя (с указанием количества и характера ошибок) .
Работа автоматизированного класса для обучения и контроля знаний обучаемых заключается в следующем.
С пульта 1 преподавателя задается режим работы обучаемых, режим контроля или режим обучения.
В обоих режимах работы, передавая (или принимая на слух) тексты радиограмм, обугв чаемый (радиотелеграфист) нажимает соответствующие клавиши на датчике 19. Сигнал с нажатой клавиши датчика IQ поступает на шифратор 18, который при этом выдает сигнал запуска на генератор 17 и разрешающие потенциальные сигналы на соответствующие входы блока 16.
По сигналу запуска генератор 17 выдает на импульсные входы блока 16 специальную пачку из семи импульсов. В соответствии с поступившими из шифратора 18 разре30 шающими потенциальными сигналами на выход блока 16 поступают только те импульсы пачки, которые соответствуют коду (типа МТК-2) для нажатой клавиши датчика 19.
Код каждой клавиши датчика 19 с выхода блока 16 по информационному входу
3s поступает на пульты 2 или 20 и в блок 4 и оттуда через блок 5 заносится в зону памяти, зарегистрированную за указанным пультом обучаемых или датчиком 19 в бло-. ке 6.
Сигнал готовности ответа с пульта 2
40 или блока 16 поступает в блок 3, который переводит блок 10 на подпрограмму проверки передаваемого текста и, кроме того, управляет блоком 5, где обеспечивает подключение выбранной для данного обучаемо4 го зоны памяти в блоке 6.
В режиме контроля. блок 10, получив сигнал готовности с соответствующего датчика
19, сравнивает содержание поступившего р блок 7 передаваемого текста с эталонами, хранимыми в его оперативной памяти, анаSO лизирует характер и количество допущенных ошибок и их исправление обучаемым и выдает эту информацию в формализованном виде в блок 13.
В режиме обучения блок 10 выдает обу55 чаемому на телеграфный апггарат пульта 2 необходимые разъяснения или ставит задачу по передаче дополнительных текстов.
Для этого блок 10, управляя коммутатором
842925
9 пультов, подключает свой выходной регистр к выбранному телеграфному аппарату пульта 2.
Таким образом, автоматизированный класс для обучения и контроля знаний обучаемых позволяет без изменения общего алгоритма работы класса дополнительно к выполняемым функциям по подготовке опе-. раторов-телеграфистов осуществлять эффективный и качественный контроль и обу-. чение операторов-радиотелеграфистов как по передаче текстов (радиограмм) с ис- 10 пользованием клавишных датчиков кода
Морзе, так и по приему на слух с записью принимаемых текстов посредством клавишных печатающих устройств в блок 10.
Формула изобретения
Автоматизированный класс для обучения и контроля знаний обучаемых, содержащий последовательно включенные блок программного управления, коммутатор пультов, первую группу пультов обучаемых, блок приема информации, блок распределения зон памяти, блок памяти, блок переключения зон памяти, блок выдачи учебной информации, блок сигнализации, пульт преподавателя и блок приоритета, вторую группу пультов обучаемых, выход блока приоритета соединен с первыми входами блока переключения зон памяти и блока программного управления, второй вход которого подключен непосредственно к выходу блока па6 мяти, а третий вход — через формирователь управляющих сигналов к первым выходам пультов обучаемых первой и второй групп, вход блока распределения зон памяти подключен к выходу формирователя управляющих сигналов, выход блока выдачи учебной информации соединен со axgдом коммутатора пультов, выход блока программного управления через блок регистрации подключен ко входу пульта преподавателя, первый, выход которого соединен со входами пультов обучаемых второй группы, второй выход — с первыми входами распределителей информации, вторые входы которых подключены ко вторым выходам пультов обучаемых первой и второй групп, а выходы — ко входам пультов обучаемых первой группы, отличающийся тем, что, с целью расширения дидактических возможностей класса, он содержит последовательно включенные формирователи кодов Морзе, шифраторы, генераторы и блоки совпадения, входы которых соединены с выходами соответствующих шифраторов, а выходы— с соответствующими входами блока приема информации, распределителей информации и формирователя управляющих сигналов.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР № 478349, кл. G 09 В 7/02, 1975.
2. Авторское, свидетельство СССР по заявке № 2478393/18-24, кл. G 09 В 7/07, 1977 (прототип).
842925
Составитель А. Карлов
Редактор Н. Бушаева Техред А. Бойкас Корректор М. Коста
Заказ 5115/66 Тираж 484 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4