Способ эксплуатации щелочных акку-муляторов

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АЗТОУСКОМУ Сви ЕТЕЛЬСТВУ ил843036 (61) Дополнительное к авт. сеид-ву (22) Заявлено 200879 (21) 2812988/24-07 (51)М. Кл.

Н 01 М 10/42 с присоединением заявки Ко

Государственный комитет

СССР но дмам изобретений н открытий (23) Приоритет

Опубликовано 30.06.81. Бюллетень 149 24 (53) УДК 621. 355.1 (088. 8) Дата опубликования описания 3Ю681

A.Ì. Новаковский, Н.Ю. Уфлянд, М.П. Яшков, Ю.А. Кузьмин и В.Д. Фурсов (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54) СПОСОБ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЩЕЛОЧНЫХ АККУМУЛЯТОРОВ

Изобретение относится к электротехнике, а именно к аккумуляторной промышленности и, в частности, касается способа эксплуатации тяговых щелочных аккумуляторов, работающих в условиях повышенных температур.

Известен способ восстановления емкости при эксплуатации щелочных аккумуляторов, заключающийся в том, что разряженные до напряжения 1 В аккумуляторы, обладающие емкостью менее 80% от C, промывают дистиллированной водой и в воде осуществляют переразряд аккумуляторов током, равным С„о, при + 45 С, сообщая им количество электричества, равное 2 Сном (1)

Известен также способ восстановления емкости щелочных аккумуляторов при их эксплуатации, особен- 2О костью которого является то, что переразряд осуществляют при охлажде. нии в щелочном электролите током, равным Сном/5, при пропускании количества электричества 3-4 С ом.

Затем аккумуляторам дается усиленный заряд (2).

Недостатком обоих укаэанных способов является то, что предлагаемая последовательность операций проводится только после отбраковки аккумуляторов, а это во многих случаях-. не позволяет существенно улучшить их характеристики.

Много эффективнее проводить операцию восстановления емкости аккумуляторов периодически IIQ мере их циклирования, не дожидаясь резкой потери емкости и отбраковки, особенно в тех случаях, когда условия эксплуатации вызывают значительный нагрев электролита.

Другим недостатком является то, что для восстановления емкости выбракованных аккумуляторов требуется пропустить при переразряде большое количество электричества (2-4 Сном ).

Это вызывает усиленный разогрев аккумулятора, особенно при повышении силы тока до Сион . В результате необходимы дополнительные затраты на принудительное охлаждение.

Цель изобретения - увеличение срока службы щелочных аккумуляторов с положительными электродами ламель ной конструкции, работающих при повышенной (более 40оС) температуре электролита.

Поставленная цель достигается путем периодического, подле каждых

843036

100-350 циклов работы аккумулятора до его выбраковки, разряда последнего до напряжения 1 В, переразряда .током C< /5 при сообщении количества электричества равного

1,0 CÄo» и последующего усиленного заряда.

При работе аккумулятора ламельной конструкции при повышенной температуре на границе брикет - токопод водящая коробочка в положительном электроде образуется зайорный слой . с высоким сопротивлением; понижающим разрядное напряжение и емкость, снимаеиую до обычного напряжения 1 В.

Периодическое проведение переразрядов по предлагаемому способу позволяет разрушить эти слои, снизить сопротивление положительного электрода и в результате увеличить срок службы аккумуляторов. Для этого до- . статочно при перепазряде пропустить .относительно небольшое количество электричества (0,3-1,0 С„,» ), при этом аккумуляторы не перегреваются и не требуется специальное охлаждение. Оптимальная периодичность составляет 150-200 циклов.

П р и и е р. Опытные аккумуляторы, входящие в состав батареи 96

ТНЖ2350, работающей на шахтном электровозе в условиях повышенных (45 — 55ОС) температур, разделены на две группы. Обе группы через каждые 170-180 циклов работы разряжаются до достижения напряжения, равного 1 В на аккумуляторе. После этого Разряд группы 2 прерывается, а группа 1 переразряжается током 70 A в течение 3 ч. Затем аккумуляторы заряжают током 90 A a течение 8 ч и определяют их емкость. На графике представлены разрядные кривые аккумуляторов 1 и 2-й группы на 770-м цикле. Из приведенных данных следует, что время разряда, а следовательно, и емкость аккумуляторов группы 1, снимаемая до стандартного напряжения

1 В, в 2 раза выше, чем у аккуиуляторов группы 2. Аккумуляторы группы 2 отбракованы, т.е. имеют емкость менее 80% от С о,„ через 770 циклов, а аккумуляторы группы 1 через 1070 циклов, т.е. срок службы последних увеличивается в 1,4 раза.

Технические преимущества предлагаемого способа заключаются в том, что он технологически прост и позволяет повысить срок службы аккумуляторов, работающих при температуре более 40 С.

Экономическая эффективность предлагаемого способа определяется увеличением в 1,3-1,5 раза срока службы гтяговых щелочных аккумуляторов, ра-..

15 ботающих...при повышенной температуре, например, на шахтных электровозах.

Формула изобретения

Способ эксплуатации щелочных аккумуляторов с положительными электродами ламельной конструкции, эксплуатирующихся при температуре электролита свыше 40 С, включающий проведение заряд-разрядных циклов, выбра- ковку аккумуляторов емкостью менее

80% от С ном и восстановление емкости путем переразряда током, равным

С /5, аккумуляторов, предварительно разряженных до напряжения 1 В, с по. следующим усиленным зарядом,о т л ич а ю шийся тем, что, с целью увеличения срока службы аккумуляторов, восстановление емкости проводят

З5 до выбраковки аккумуляторов периодически после каждых 100-350 циклов заряд-разряда, пропуская количество электричестна, равное 0,3-1,0 Сном.

40 Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

9 337862, кл. Н Ol М 10(54, 1972.

2. Sugita К. Quart Repts. Railway, 45 Techn. Res. Unst. 1974, 15, 9 4, 203-204. емжяэ /» ае4 мю

ВНИИПИ Заказ 5140/72

Тираж 784 Подписное

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная; 4