Якорь электрической машины
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИ ЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советскик
Социалистическик
Республик
<»843103 (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлеио060429 (2t) 2750515/24-07 (51)М. Кл З с присоединением заявки ¹â€”.Н 02 К 3/50 (23) Приоритет
Государственный комитет
СССР но делам изобретений н открытий
Опубликовано300881 Бюллетень Н9 24 (53) УДК 621 .04 (088.8) Дата опубликования описания 300881
А.Д.Глущенко, A.Ï.Ôåäîòoâ, A.Ä.Áåëåíüêéè, Г.У.Саид
Ю.Ç.Перельман, А.Абдуллаев и В.П.Раз> аитьф .- «.!>.
1.„:",А . ГЯЫ
Ташкентский ордена Трудового Красного 1Энаменй институт инженеров железнодорожного транспорта " 0- =
l (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (5 4 ) ЯКОРЬ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МА!НИНЫ
Изобретение относится к электромашиностроению.
Известны якоря электрических машин, например, постоянного тока, в которых лобовые части обмотки, выступающие за пределы активной длины сердечника, закреплены посредством бандажей, расположенных на внешней цилиндрической поверхности обмотки Г1 .
Недостатком указанного якоря является возмо>кность эксцентричного смещения лобовых частей обмотки вместе с бандажами в процессе работы машины ввиду отсутствия центрирующей опоры, что приводит к разрушению обмотки.
Известен также якорь электрической машины, в котором на валу под лобовыми частями обмотки установлены обмоткодер>катели, выполняющие одновременно функции нажимнйх плит шихтованного сердечника. Внешние изолированные поверхности обмоткодер>кателей, являющиеся центрирующими опорами для лобовых частей обмотки, выполнены с той же конусностью, что и внутренние поверхности последних (2) .
Центровка лобовой части обмотки в таком якоре улучшена. 30
Недостатком известного якоря является неплотность прилегания лобовой части обмотки к обмоткодержателю, обусловленная технологическими трудностями обеспечения полного прижатия обмотки к опорной поверхности при постановке банда>ха, поэтому в процессе эксплуатации якоря в условиях вибраций не исключено ослабление посад ки бандажа и его сползание с обмотки.
Цель изобретения — повышение надежности закрепления обмотки- за счет исключения неплотности прилегания лобовой части обмотки к центрирующей поверхности обмоткодержателя посредством.размещения между ними распорной детали.
Указанная цель достигается тем, что в известном якоре электрической машины, содержащем сердечник, уста-. новленный на валу, и обмотку, внутри лобовых частей которой размещены изолированные поверху конические обмоткодержатели, а снаружи - бандажи, наружная поверхность обмоткодержателя выполнена с большей конусностью, чем внутренняя поверхность лобовой части обмотки, а в пространстве между ними размещена разрезная цанговая втулка с конусностью наружной и внут843103
Формула изобретения ренней поверхностей, соответственно равной конусности поверхностей смежных элементов, причем укаэанная втулка прикреплена в осевом направлении к обмоткодержателю, а изоляционная прокладка на ее периферии выполнена разрезной:
На чертеже изображен предлагаемый якорь, продольный разрез.
Якорь содержит сердечник 1 с обмоткой 2. На внешней поверхности лобовой части обмотки размещен бандаж
3, а во внутренней полости — обмоткодержатель 4, одновременно являющийся нажимной плитой для сердечника. В кольцевом пространстве между коническими поверхностями обмотки и 15 обмоткодержателя размещена разрезная цанговая втулка 5, наружная и внутренняя поверхности которой также выполнены коническими и совпадающими по углу с поверхностями сопряженных де- ;ф талей (продольная прорезь втулки не показана). Втулка прикреплена к обмоткодержателю в осевом направлении одним из известных способов, например винтами 6, и изолирована оТ обмотки прокладкой 7, имеющей .разрез. по образующей.
В процессе изготовления якоря на лобовые части обмотки устанавливают бандаж, который выполняют либо путем навивки непосредственно на обмотку, либо изготовляют отдельно, а затем поджимают обмотку изнутри к бандажу путем вдвигания разрезной втулки в кольцевое пространство между обмот- кодержателем и лобовой частью обмотка, регулируя усилие поджатия винтами. При этом осуществляется надежная центровка обмотки по опорной конической поверхности обмоткодержателя и исключается неплотность ее прилега- 4Q ния к охватывающим и охватываемым деталям, что исключает возможность эксцентричного смещения лобовой часI ти обмотки и ослабления бандажировки при работе машины. Плотность прижатия обмотки к поверхности сопряженных деталей по мере надобности регулируют в процессе эксплуатации путем подтягивания крепежных винтов.
Предлагаемое устройство обладает повышенной ремонтопригодностью, так как допускает замену бандажа в эксплуатации при выдвигании разрезной втулки из кольцевого. зазора и повторном ее подтягивании винтами.
Якорь электрической машины, содержащий сердечник, установленный на валу, и обмотку, внутри лобовых частей которой размещены изолированные поверху конические обмоткодериатели, а снаружи — бандажи, о т л и .ч а юшийся тем, что, с целью повышения надежности закрепления обмотки, наружная поверхность обмоткодер>кате.яя выполнена с большей конусностью, чем внутренняя поверхность лобовой части обмотки, а в пространстве меж,ду ними размещена разрезная цанговая втулка с конусностью наружной и внутренней поверхностей, соответственно равной конусиости поверхностей сме>кных элементов, причем указанная втулка прикреплена в осевом направлении к обмоткодержателю, а изоляционная прокладка на ее периферии выполнена разрезной.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Бертинов A.È. Лвиацирнные . электрические генераторы. И., Оборонгиз, 1959, с.424,фиг. б и 10.
2. Проектирование тяговых электрических машин. Под ред. И.Д.Находкина, M. "Транспорт", 1976,-с. 68, рис. 2 и 9.
БНИИПИ Заказ 5151/75
Тираж 730 Подписное
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул.Проектная,4