Устройство для измерения временивыбега электрической машины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОНУ СВ ВТНЗЬСТВУ

{61) Дополнительное к авт. саид-ву (22) Заявлемо 28.08.79 {21) 2816578/24-07 (51)М KË.

+ ф

«« с присоединением заявки Йо н 02 .к 15/00

Государственный комнтет

СССР но делам нзобретеннй н открытнй (23) Приоритет 02. 03. 79

Опубликовано 3006,81. Бюллетень ЙЯ 24 (53) УДК621 313.3 (088.8) Дата опубликования описания 3006.81 (72) Авторы изобретения M.3. Гургенидзе и Т.Г. Мелкадзе

Грузинский ордена Ленина и ордена Трудового Красного

Знамени политехнический институт имени В.И. Ленина (74) Заявитель (54 ) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ВРЕМЕНИ ВЫБЕГА

ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ

Изобретение относится к электрическим машинам, а именно к устройствам для измерения их времени выбега от номинальной скорости вращения.до фиксированной при отключении машины от сети, и может быть использовано, например,.для контроля механических потерь, непосредственно связанных со временем выбега, в асинхронных двигателях малой мощности.

Известно устройство для измере: ния времени выбега электрической машины, предназначенное для контроля ее работоспособности, содержащее блок питания, блок -переключения испытуемой электрической машины с блока йитания на блок измерения ЭДС от остаточной намагниченности электриче ой машины (1) . казанное устройство не позволяет проконтролировать уровень механических потерь в электрической машине, а только оценить наличие вращения ротора.

Известно также устройство для измерения времени выбега электрической машины, содержащее блок питания, блок переключения испытуемой машины с блока питания на блок индикации, счетчик времени, индикатор f2) .

Использование в данном устройстве механического счетчика времени, не сфазированного с переключателем, уменьшает точность измерения как времени выбега, так и определяющих его механических потерь в двигателе.

Известно также устройство для измерения времени выбега электрической Машины от номинальной скорости до фиксированной при ее отключении от сети, содержащее блок питания, блок переключения испытуемой машины с блока питания на блок измерения

ЭДС от остаточной намагниченности !

5 электрической машины, счетчик времени выбега с элементом запуска, сфазированным с блоком переключения, индикатор контроля (3$.

Однако неточность определения

20 момента достижения фиксированной скорости влияет на точность определения времени выбега и уровня механических потерь.

Цель изобретения — повышение точ25 ности.

Для достижения поставленной цели устройство снабжено резонансным фильтром, настроенным на частоту, кратную фиксированной скорости вра$P щения, - схемои сравнения, фильтр

843113 включен между выходом блока измерения ЭДС и одним из входов схеьы сравнения, другой вход которой подключен к выходу электрического счетчика времени, элемент запуска счетчика времени включен последователь;но с одной из фаз электрической машины, а индикатор контроля соединен с выходом схемы сравнения.

Схема предлагаемого устройства изображена на чертеже. (10

Устройство состоит из блока 1 питания, который подсоединен к одной группе неподвижных контак.тов блока 2 переключения . Подвижные контакты блока 2 переключения, за исключением одного,подключены непосредственно к зажимам статорной обмотки испытуемого двигателя 3, а другая группа неподвижных контактов — к блоку измерения. ЭДС в виде усилителя-формирователя 4 элек- 20 трического сигнала, который посредством резонансного фильтра 5 подсоединен с одним из входов схемы б сравнения в виде двух полупроводниковых ключей. На другом входе схемы б срав- Я5 нения подключен выход счетчика 7 времени выбега, вход которого (элемент запуска) включен между свободным подвижным контактом блока 2 переключения и свободным зажимом испытуе мого двигателя 3. Схема 6 сравнения связана с индикатором 8 контроля механических потерь.

Устройство работает следующим образом.

Сетевое напряжение путем перевода подвижных конт. ктов блока 2 переключения в левое положение подается к статорной обмотке испытуемого двигателя 3, который разгоняется без нагрузки до номинальной скорости (ско-40 рости холостого хода). Током испытуемого двигателя 3 питается счетчик 7 времени выбега, выполненный на электронных элементах, который запускается в момент отключения ис- 45 пытуемого двигателя 3 из сети и. выключается автоматически при достижении ротором определенной скорости вращения, например половины синхронной скорости, этим достигается от- 50 считывание контрольного времени„. начиная с момента отключения испытуемого двигателя 3 от сети, т.е. с момента исчезновения тока испытуемог двигателя., Затем двигатель 3 с помощью блока 2 переключения отклю— 55 чается от сети и подключается к уСилителю-формирователю 4 электрических сигналов, который усиливает и формирует электрический сигнал (переменная ЭДС), индуктированный в статор- 60 ной обмотке испытуемого двигателя от остаточной намагниченности его ротора. Затем этот сигнал поступает на резонансный фильтр 5 и далее сравнивает с выходным сигналом счет- б5 чика 7 времени выбега во времени посредством схемы 6 сравнения. Схема б сравнения производит сравнение во времени двух электрических сигналов: а) сигнала контрольного времени,поступающего от счетчика 7 времени выбега, отсчитывающего контрольное время, начиная с момента отключения испытуемого двигателя, 6) сигнала, поступающего от настроенного на частоту, кратную фиксированной скорости вращения, например, на 25 Гц, резонансного фильтра 5, и характеризующего момент достижения ротором испытуемого двигателя половины синхронной скорости после его отключения от сети. При превышении допустимого значения величины механических потерь соответственно сокращается время выбега ротора испытуемого двигателя и пропорциональное ему время спада частоты ЭДС от остаточной намагниченности, о чем сигнализирует индикатор 8 контроля механических потерь.

Для каждого типоразмера контролируемой электрической машины переменного тока номинальную величину времени выбега от скорости вращения холостого хода до определенного его значения, например до половинной величины; устанавливают предварительно экспериментально. Резонансный фильтр 5 настраивают на частоту, соответствующую определенному значению скорости вращения (например половины синхронной) . При этом повышается точность контроля механических потерь.

Формула изобретения

Устройство для измерения времени выбега электрической машины от скорости холостого хода до фиксированной при ее отключении от сети, например, для контроля механических потерь в электрической машине, содержащее блок питания, блок переключения испытуемой машины с блока питания на блок измерения ЭДС от остаточной намагниченности электрической машины, счетчик времени выбега с элементом запуска сфазированным с блоком переключения, индикатор контроля, о тл и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения точности, устройство снабжено резонансным фильтром, настроенным на частоту, кратную фиксированной скорости вращения, и схемой сравнения, фильтр включен между вы-. ходом блока измерения ЭДС и одним иэ входов схеьы сравнения, другой вход которой подключен к выходу электрического счетчика времени, элемент запуска счетчика времени включен последовательно с одной из фаэ элек. трическои машины, а .индикатор кон843113

Составитель, В. Никаноров

Редактор М. Лысогорова Техред!М,Коштура Корректор A. Гриценко

Заказ 5153/76

Тираж 730 Подписное

ВНИИПИ Росударственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5 т

Филиал ППП. "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4 троля соединен с выходом схем арав нения.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент OdA 9 3942111, кл. G 01 R 31/02, 1976.

2. Шепелев Н.И. Сборка, регулировка и испытание гироскопических приборов. М., "Машиностроение", 1977, с. 188.

3. Авторское свидетельство СССР

9 182231, «л. 21 d 2, 1964.