Устройство фиксации крайних поло-жений вторичного элемента линейногоэлектродвигателя
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ -843127
К АВТОРСКОМУ С ТВЛЬСТВУ
Сфюз Сфветакнх
Сециалнстиеипив
Рвсвубеак (61) До к авт. саид-ву (22)Заявлено 23.08.79 (21) 2813089/24-07 (5 )hh с присоединением заявки ЙУ
ГесудврственныА квинтет
СССР нв дмни нзобретеннА н отнрытнА
Н 02 К 41/02 (23) Приоритет
Опубликовано 300681. Бюллетень N9 24 (53) УДК 621. 313.
° 333 (088.8) Дата опубликования описания 30. 06 ° 81 (72) Авторы изобретения
В;С. -Попхов, В.И. Григоренко, A.II. Жижи
В.П. Титаренко и В.Ф. Йюнкаренк
Особое конструкторское бюро линейных эле
Киевского горисполкома (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ФИКСАЦИИ КРАЙНИХ ПОЛОЖЕНИЙ
ВТОРИЧНОГО ЭЛЕМЕНТА ЛИНЕЙНОГО
ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ
Изобретение относится к линейным электродвигателям, в.частности к устройству фиксации крайних положений вторичного элемента линейного электродвигателя, используемых в приводах с возвратно-поступательным перемещением рабочего органа.
Известно устройство фиксации крайних положений вторичного элемента 1О линейного электродвигателя, приводящего в движение рабочий орган, содержащее фиксирующий элемент, установленный на индукторе, и фиксирующий элемент, установленный на вторичном элементе электродвигателя.
На концах-сердечников индуктора установлены катушки электромагнитов, которые при достижении вторичным элементом крайнего положения взаимодействуют с якорем, установлен-" 20 ным на конце вторичного элемента, и .таким образом обеспечивается его фиксация 11 °
Недостатком указанного устройства является наличие дополнительного оборудования для управления катушками электромагнитов, что усложняет схему управления приводом. Кроме того, электромагнитная фиксация тре. .бует постоянного наличия напряжения питания электромагнитов, так .как прй исчезновении последнего происходит растормаживание подвижной части, связанной с рабочим органом.
Известно также устройство фиксации крайних положений вторичного элемента линейного электродвигателя, приводящего в движение рабочий орган, содержащее фиксирующие элементы; установленные на индукторе и вторичном элементе, один из которых включает обойму, связанную с рабочим органом и пружину, установленную между вторичным элементом и обоймой 2 .
Это устройство фиксации из-за своих конструктивных особенностей рассчитано только на какую-то определенную величину перемещения вторичного элемента, что является его существенным недостатком, снижающим уровень унификации не толькр устройства фиксации, а и всего линейного двигателя.
Описанйое устройство обладает также сложностью конструкции. Прк значительной величине перемещения вторичного элемента устройство получится громоздким н может даже превыситт-. по длине габарит самого индуктора.
843127
Цель изобретения — унификация устройства фиксации крайних положений вторичного элемента линейного электродвигателя и упрощение его, конструкции.
Указанная цель достигается тем, что в устройстве фиксирующий элемент, установленный на индукторе, выполнен в виде шайбы, укрепленной по крайней ,мере на одном торце индуктора, а б фиксирующий элемент, установленный !
О на вторичном элементе, состоит из закрепленного на нем соосно с шайбой стержня, имеющего по краям упоры и охваченного упомянутой обоймой, на которой установлены подпружиненные фиксаторы, выполненные в виде двуплечих рычагов, имеющих на обоих концах выступы, причем на каждом рычаге один выступ обращен х шайбе, а другой — к упору стержня, расположенного со стороны индуктора. 20
На фиг. 1 изображено устройство фиксации крайних положений вторичного элемента линейного электродвигателя в зафиксированном положении; на фиг. 2 — то же, в расфиксированном.75
Устройство фиксации крайних положений линейного электродвигателя, приводящего в движение рабочий ор.ган 1, содержит фиксирующий элемент, установленный на индукторе 2, выполненный в виде шайбы 3, укрепленной по .крайней мере на одном конце индуктора 2 и фиксирующие элементы, связанные с вторичным элементом 4, каждйй из которых включает стержень
5, охваченный обоймой 6, связанной с рабочим органом 1.
Стержень 5 имеет по краям кольцевые упоры 7 и 8.
На обойме 6 на осях 9 установлены подпружиненные фиксаторы, каждый 40 из которых выполнен в виде двуплечего рычага 10, находящегося под воздействием пружины 11. Плечи рычага 10 содержат с противоположных сторон:выступы 12 и 13. Выступ 12 45 взаимодействует с шайбой.3, а выступ
13 расположен на пути перемещения упора 7 и взаимодействует с ним.
Стержень 5 входит в отверстие 14 обоймы 6. Это обеспечивает перемещение обоймы 6 между упорами 7 и 8, а соответственно и рабочего органа при втягивании вторичного элемента 4.
МЕжду упором 7 и обоймой 6 помещена, пружина 15. фтройство работает следующим образом.
Если вторичный элемент 4 находится в крайнем левом положении — он зафиксирован. Рычаги 10 под-,воздей" ствием пружины 11 провернуты, верх- dO ний - no ходу часовой стрелки, а ниж.ний — против. При этом фиксирующие выступы 12 находятся с внутренней стороны фиксирующей шайбы 3. Вывести вторичный элемент 4 из этого по- 65 иложения можно только подав питание: на индуктор 2, так как при возникновении механических или других возмущающих усилий выступы 12 упрутся в шайбу 3, препятствуя тем самым перемещению вторичного элемента 4.
При подаче питания на индуктор 2 вторичный элемент 4 начинает перемещаться слева направо (процесс выталкивания). Однако обойма 6, а со1 ответственно и рабочий орган 1, не начнут перемещаться до тех пор,пока не выберется зазор между упором
7 и обоймой 6. Во время выбирания зазора вторичный элемент 4 упором 7 взаимодействует с выступами 13 рычагов 10, проворачивая верхний против, а нижний — по ходу часовой стрелки, тем самым выводя выступы 12 из зацепления с шайбой 3 и расстопар вая обойму 6. Выбрав зазор, вторичный элемент 4 упирается в обойму 6 и воздействуя на нее приводит в движение рабочий орган (1) .
При достижении вторичным элементом 4 другого крайнего положения производится его фиксация элементами, установленными с противоположной стороны двигателя (если они предусмотрены конструкцией) и снимается питание с индуктора 2.
При этом пружина 15 сместит упор
7 вторичного элемента 4 влево, освободив тем самым подпружиненный фиксатор 10, упор 8 стержня 5 упирается в обойму 6 (фиг.2) . Фиксирующий элемент вторичного элемента 4 подготовлен к фиксации в левом крайнем положении.
При повторной подаче питания на индуктор 2 происходит процесс втягивания вторичного элемента 4 (вторичный элемент 4 движется справа налево). Под воздействием упора 8 стержня 5 перемещается и обойма 6 с рабочим органом 1. При подходе к индуктору 2 фиксирующие выступы 12 взаимодействуют с шайбой 3. В результате.этого верхний рычаг 10 поворачивается против, а нижний — по ходу часовой стрелки. Далее пружины 11 возвращают рычаги 10 в первоначаль ное положение. Вторичный элемент 4 .зафиксирован, выступы 12 находятся р внутренней стороны шайбы 3.
Предлагаемое изобретение значительно проще по сравнению с известными устройствами фиксации крайних положений вторичного элемента линейного электродвигателя, уровень унификации его выше, так как такое устройство может быть использовано для целого ряда типоразмеров линейных двигателей (разный диаметр расточки индуктора и разная. длина вторичного элемента) .
В механизмах возвратно-поступательного перемещения, где необходи84
3127, Формула изобретения
Ðèã. 1
Фиг. Л
Составитель 3. Горник
Редактор М. Лысогорова Техрад А.Ач Корректор A. Гриценко, Тираж 730 Подписное
BHHHIIH Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж- 5, Раушская наб., д.4/5
Заказ 5153/76
Филиал IIIIII "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная,4 мо фиксировать только одно крайнее положение, устройство фиксации будет надежно работать при изменении шага перемещения вторичного элемента, например, в приводах различного рода заслонок.
Устройство фиксации крайних поло жений вторичного элемента линейного электродвигателя, приводящего в движение. рабочий орган, содержащее фиксирующие элементы, установленные на индукторе и вторичном элементе, один из которых включает обойму, связанную с рабочим органом и пружину, установленную между вторичным элементом и обоймой, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью унификации и упрощения конструкции, фиксирующий элемент, установленный на индукторе, г
:выполнен в виде шайбы, укрепленной по крайней мере на одном торце индуктора, а фиксирующий элемент, установленный на вторичном элементе, состоит из закрепленного на нем соосно с шайбой стержня, имеющего по краям упоры и охваченного упомянутой обоймой, на которой установлены подпружиненные фиксаторы, выполненные в виде двуплечих рычагов, 1О щи на обоих концах высту причем на каждом рычаге один выступ обращен к шайбе,.а другой — к упору стержня, расположенного со стороны индуктора.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство ЧССР
В 165248, кл. Н 02 К 41/02, 1976.
2. Авторское свидетельство по
20 заявке 9 2705885/24-07, кл. Н 02 К 41/02, 1978.