Способ сварки труб давлением
Иллюстрации
Показать всеРеферат
i 0844! 87
ОП ИСАЙИ Е
ЙЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 07.09.79 (21) 2816774/25-27 с присоединением заявки № (51) М: Кл.
В 23К 20/12 ссср (53) УДК 621.791.14 (088.8) (43) Опубликовано 07.07.81. Бюллетень № 25 (45) Дата опубликования описания 07.07.81 по делам изобретений и открытий в, Ь е -"э
В. П. Воинов, Н. М. Ведерников и К.. МУ8Мов. " ь
«
Йо ч
Конструкторско-технологический институ то д зации ф и механизации в автомобилестроени р (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54) СПОСОБ СВАРКИ ТРУБ ДАВЛЕНИЕМ
ГосУдаРстеенный комитет (23) Приоритет 1
Изобретение относится к сварке металлов давлением, в частности к сварке труб трением.
Известен способ сварки полых деталей трением, на торцевой поверхности одной из 5 которых выполнена кольцевая канавка для заполнения пластичным металлом (1).
Недостатком такого технологического приема для сварки карданных валов является увеличение «живого» сечения сварного 10 соединения, что приводит к повышению энергозатрат и соответственно мощности сварочного оборудования. При этом дополнительное тепловложение при сварке связано с возрастанием зоны термического 15 влияния, что как следствие, ухудшает структуру металла околошовной зоны и снижает прочностные свойства изделия.
Следовательно, в данном случае увеличе. ние прочности собственно стыка сварного соединения за счет большего «живого» сечения не повышает надежности конструкции и не исключает возможности аварийных последствий при работе карданного вала. 25
Известен также способ сварки труб давлением, при котором на проточку наружной поверхности толстостенной трубы устанавливают тонкостенную трубу и производят сварку (21. 30
Недостатком известного способа является низкая надежность соединения, которая зависит от надежности сварного стыка. В случае разрушения соединения по стыку происходит разрушение всей конструкции.
Цель изобретения — повышение надежности соединения.
Это достигается тем, что на наружной поверхности проточки выполняют кольцевую канавку, заполняемую в процессе сварки гратом.
В результате вместе с образованием сварного соединения дополнительно получают замковое соединение трубчатых деталей, поскольку «воротничок» металла грата размещается в полости кольцевой канавки. Тем самым надежность конструкции возрастает, поскольку опасность аварийных последствий практически исключается при разрушении сварного соединения по стыку. При этом благодаря тому, что форма и размеры канавки позволяют избежать возможности взаимодействия пластичного металла с ее поверхностью, не происходит увеличения «живого» сечения сварного соединения, не требуется увеличения энергозатрат при сварке и не ухудшаются прочностные свойства околошовной зоны соединения.
844187
Составитель В. Влодавская
Техред А. Камышникова
Редактор Т. Зубкова
Корректор Л. Слепая
Заказ 1346/7 Изд. № 437 Тираж 1148 Подписное
НПО «Поиск» Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2
На чертеже показана схема осуществления предлагаемого способа сварки трубы и концевой детали (а) и полученное сварное соединение (б) в разрезе. На чертеже обозначено: 1 — тонкостенная труба; 2 — 5 концевая труба (толстостенная труба) с проточкой 3 и кольцевой канавкой 4; 5—
«воротничок» грата, полученного в процессе сварки трением.
Предлагаемый способ выполняется сле- 10 дующим образом.
Трубу 1 и концевую деталь 2 с проточкой
3 и кольцевой канавкой 4 помещают в зажимные устройства машины для сварки трением (на чертеже не показана). После 15 этого осуществляют сварку известным способом. При этом происходит образование сварного соединения и «воротничка» грата.
Последний размещается в полости кольцевой канавки 4, образуя дополнительное (замковое) соединение трубы 1 и концевой детали 2, Например, для - соединения деталей карданного вада автомебиля типа УАЗ, где использована труба .Я50Х2,5 мм, на торце вилки выполнена-просрочка Я 45 мм и по линии его сопряжения:.с торцовой поверхностью выполнена коЛьцевая канавка
Я 36 мм, шириной 4 мм. В результате сварки трением на полуавтомате ПСТ-КВ-1 образуется «воротничок» грата G 37—
38мм, который размещается в плоскости канавки. Проведенные испытания карданных валов на стенде показали, что в случае разрушения сварного соединения по стыку разъединения концевых деталей и трубы не происходит.
Таким образом, предлагаемый способ сварки концевой детали и трубы применительно к карданному валу позволяет повысить надежность конструкции и практически полностью исключить опасность аварийных последствий. Благодаря этому возможно использовать эффективную технологию сварки давлением в массовом производстве карданных валов.
Формула изобретения
Способ сварки труб давлением, преимущественно разнотолщинных, при котором на проточку наружней поверхности толстостенной трубы устанавливают тонкостенную трубу и производят сварку, о т л и ч а ющийся тем, что, с целью повышения надежности соединения, на наружней поверхности проточки выполняют кольцевую канавку, заполняемую в процессе сварки гратом.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Патент ФРГ № 1223670, кл. 49h 19/00, 16.03.67.
2. Куркин С. А. Технология изготовления сварных конструкций. Атлас чертежей. М., Машгиз, 1962, с. 91, фиг. V-49.