Устройство для доворота и фиксациишпинделя b определенном уголовомположении
Иллюстрации
Показать всеРеферат
(и) 844210
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Сддиалистических
Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 20.08.79 (21) 2809654/25-08 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано 07.07.81. Бюллетень № 25 (45) Дата опубликования описания 07.07.81 (51) М. Кл.
В 23Q 5/20
Государственный комитет
СССР (53) УДК 621.9-589.8 (088.8) по делам изобретений и открытий
Ю. А. Никуленко, Е. И. Горелик и В. Х. Подойнйццн
Бараиовичское специальное конструкторское б1оро автоматических линий Производственного объедиттетни по выпуску автоматических линий им. 60-летия Великого Октября (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54) УСТРОЙ СТВО ДЛЯ ДОВОРОТА И Ф И КСА ЦИ И
ШПИНДЕЛЯ В ОПРЕДЕЛЕННОМ УГЛОВОМ ПОЛО)КЕНИИ
Изобретение относится к области станкостроения, а более к устройствам для доворота и фиксации шпинделя в определенном угловом положении.
Известны устройства для доворота и фиксации шпинделя в определенном угловом положении, включающие торцовую муфту сцепления, одна половина которой связана с приводом ее поворота и осевого перемещения, на ведущем элементе которого вы- 1р полнен фигурный паз, взаимодействующий со штифтом, закрепленным на втулке, установленной с возможностью осевого перемещения, а другая предназначена для связи со шпинделем (1).
Недостатком подобных устройств является сложность конструкции.
Цель изобретения — упрощение конструкции.
Для этого торцовая поверхность полумуфты, которая связана с приводом осевого перемещения и поворота, выполнена с выступом, а другая полумуфта выполнена подпружиненной и установлена с возможностью осевого перемещения, на ее торцовой поверхности выполнен шлиц, расположенный с возможностью взаимодействия с выступом, причем торец полумуфты, снабженный шлицем, выполнен по винтовой линии. 30
На фиг. 1 изображено предлагаемое устройство в осевом сечении при расцепленных полумуфтах; на фиг. 2 — то же, при сцепленных полумуфтах; на фиг. 3— разрез А — А фиг. 1; на фиг. 4 — разрез
b — Б фиг. 1; на фиг. 5 — разрез  — В фиг. 1; на фиг. 6 — разрез à — Г фиг. 4.
Устройство содержит корпус 1 с цилиндром 2. В корпусе 1 в.подшипниковых узлах смонтирована ступица 3 с зубчатым колесом 4, входящим в зацепление с зубчатым колесом 5 шпинделя 6. В корпусе 1 установлена также втулка 7 с закрепленным в ней штифтом 8, зафиксированная от поворота шпонкой 9. Во втулке 7 смонтирован вал 10 с шестерней 11, входящей в зацепление с зубцами 12 поршня 13 и зубчатой рейкой 14, на которой закреплена пластина 15 с фигурным пазом 16. Штифт
8 взаимодействует с боковыми стенками паза 16. Рейка 14 опирается на рабочую плоскость крышки 17. В ступице 2 смонтирована полумуфта 18, поджатая пружиной
19 и зафиксированная от поворота шпонкой 20. На торце полумуфты 18 выполнен шлиц 21, взаимодействующий в рабочем положении с зубом 22 полумуфты 23, закрепленной на валу 10. Торец 24 полумуфты 18 со стороны шлица 21 выполнен по винтовой линии. Направление винтовой ли844210 нии выбрано с таким расчетом, что в процессе рабочего поворота вала 10 зуб 22 скользит по нисходящей винтовой поверхности. Между поршнем 13 и стенками цилиндра 2 образованы рабочие полости 25, 26.
Устройство работает следующим образом. После остановки вращения шпинделя 6 рабочую жидкость под давлением подают в полость 26 цилиндра 2. Движение с поршня 13 через шестерню 11 передается на рейку 14 с пластинкой 15. Действием фигурного паза 16 на штифт 8 втулка 7 перемещается в осевом направлении совместно с элементами 10, 11, 23. Зуб 22 упирается в торец 24 полумуфты 18 и скользит по поверхности торца 24. При этом пружина 19 сжимается и полумуфта 18 прижимается к торцу зуба 22. После совпадения зуба 22 со шлицом 21 начинается принудительный поворот шпинделя 6 через элементы 18, 3, 4, 5 до определенного углового положения, определяемого конечной точкой кода поршня 13. В таком положении шпиндель 6 удерживается поршнем 13 через промежуточные элементы. Для расцепления полумуфт 18, 23 рабочую жидкость подают в полость 25 цилиндра 2. На конечном участке движения поршня 13 и рейки 14 пластина 15 скошенным пазом 16 воздействует на штифт 8 и перемещает элементы
7, 10, 11, 23 в исходное положение. Наличие винтовой поверхности торца 24 уменьшает крутящий момент, передаваемый зубом 22 на полумуфту 18 при скольжении зуба до его совпадения со шлицом 21.
Формула изобретения
1. Устройство для доворота и фиксации шпинделя в определенном угловом положении, включающее торцовую муфту сцепления, одна половина которой связана
1о с приводом ее поворота и осевого перемещения, на ведущем элементе которого выполнен фигурный паз, взаимодействующий со штифтом, закрепленным на втулке, установленной с возможностью осевого пере1S мещения, а другая предназначена для связи со шпинделем, о тл и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью упрощения конструкции, торцовая поверхность полумуфты, которая связана с приводом осевого перемещения и рр поворота, выполнена с выступом, а другая полумуфта выполнена подпружиненной и установлена с возможностью осевого перемещения, а на ее торцовой поверхности выполнен шлиц, расположенный с возможностью взаимодействия с выступом.
2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что, с целью улучшения работы устройства, торец полумуфты, снабженный шлицем, выполнен по винтовой линии.
30 Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР № 621542, кл, В 23@ 17/02, 1976.
g1/л 4
/4
Puz Х
/7
Составитель В. Кутурин
Техред А. Камышникова
Редактор П. Горькова
Корректор Л. Слепая
Заказ 1332/8 Изд. № 426 Тираж 784 Подписное
НПО «Поиск» Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2