Узел соединения панелей

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

F 11 844445

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВЙДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 06.08.79 (21) 2810002/27-11 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано 07.07.81. Бюллетень № 25 (45) Дата опубликования описания 07.07.81 (51) М. К . .

В 62D 25/02

Е 04С 2/40

Государственный комитет (53) УДК 629.113.011. .5(088.8) по делам изобретений н открытий

С. В. Екимов, А. Г. Семенов и В. Н. Варун

Камское объединение по производству бол зных автомобилей (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54) УЗЕЛ СОЕДИНЕНИЯ ПАНЕЛЕЙ

Изобретение относится к транспортному машиностороению, а именно к конструкции соединения профилированных панелей кузова, изготовленных методом выдавливания, например, из алюминиевых сплавов.

Наиболее близким к изобретению техническим решением является узел соединения панелей, преимущественно для кузова транспортного средства, состоящий из последовательно установленных профилей, стыки соединения которых образованы шарнирным гнездом и уступом концов одного профиля и соответственно шарнирным валиком и упорным ребром другого профиля (1).

При сборке панели шарнирный валик заводится в шарнирное гнездо, затем один из профилей поворачивается вокруг оси образованного шарнира до упора ребра в уступ, при этом общая дугообразная поверхность профилей предотвращает выпадение валика из гнезда.

Недостатками известной конструкцииявляются ненадежность фиксации профилей панели и недостаточная ее жесткость.

В указанной конструкции панели из профилей нет упругих элементов, запирающих их после сборки панели и препятствующих разъединению их в обратном сборкепорядке. Цельность и работоспособность панели, собранной из двух профилей с таким соединением, должна обеспечиваться дополнительными деталями в виде окантовок или рамок.

5 Кроме того, использование известного узла соединения, имеющего предусмотренные необходимостью сборки зазоры по сопрягаемым поверхностям, ограничено в конструкциях кузовов, испытывающих по10 вышенную нагрузку, например, кузовов самосвалов. Борт самосвала из двухстенных панелей должен обладать повышенной жескостью места соединения, особенно по внутренней обращенной к грузу стенке.

l5 Это объясняется тем, что при загрузках и разгрузках кузова самосвала соединение внутренней стенки борта испытываетбольшие знакопеременные нагрузки. При этом игра в соединении недопустима, так как

20 ведет по мере износа к еще большему ослаблению соединения. Исключить эту игру можно с помощью специальных мер, например, сваркой или стягиванием панелей между собой, что в целом усложняет кон25 струкцию.

Цель изобретения — повышение надежности фиксации профилей панели и ее жесткости.

Это достигается тем, что шарнирное зо гнездо одного профиля имеет упорную по844445

5 о !

25 зо

55 верхность для сопряжения с торцом стенки другого профиля, а упорное ребро последнего выполнено в виде упругой пластины, при этом ее кромка сопряженная с уступом, смещена к середине этого профиля относительно шарнирного валика.

На фиг. 1 изображено сечение составного борта кузова транспортного средства, содержащего двухстенную составную панель; на фиг. 2 — соединение профилей панели в разрезе; на фиг. 3 — 5 — последовательность сборки составной панели.

Узел соединения панелей состоит из двух последовательно установленных профилей — верхнего 1 и нижнего 2 (по чертежу) с различной толщиной внутренней и внешней стенок (внутренняя стенка их утолщена). На одном конце нижнего профиля

2 выполнено шарнирное гнездо 3, имеющее на стенке профиля упорную поверхность 4, а на другом конце — уступ 5. Верхний профиль 2, стыкующийся при сборке панели с нижним, имеет на одном конце шарнирный валик 6, а на другом — запирающую упругую пластину 7, кромка 8 которой сопряжена с уступами 5.

При сборке панели шарнирный валик 6 профиля 1 при наклонном положении последнего (фиг. 3) свободно заводится в шарнирное гнездо 3 профиля 2. Это возможно потому, что нижняя (по чертежу) кромка 8 упругой пластины 7 профиля 1 смещена к его середине 9 относительно шарнирного валика 6 настолько, что наименьший размер между ними обеспечивает свободный проход через него верхней части профиля 2.

При повороте профиля 1 шарнирный валик 6 находится в пределах шарнирного гнезда 3, а упругая пластина 7, скользя нижней кромкой по внешней поверхности профиля 2, изгибается (фиг. 4) в пределах упругой деформации. После того, каквнутренняя стенка профиля 1 соприкоснется с упорной поверхностью 4 шарнирного гнезда 3, а шарнирный валик 6 — с верхней частьюэтого гнезда (фиг. 5), упругая пластина 7 продолжает оставаться изогнутой, при этом ее нижний конец на величину своего удлинения перекрывает внешнюю поверхность профиля 2.

При дальнейшем повороте профиля 1 в соединении возникает натяг, то есть сжатие между собой внутренних стенок обоих профилей по упорной поверхности 4 силой, возникающей в месте упора валика 6 в верхнюю часть гнезда 3, ограничивающую дальнейший поворот валика в нем, Величина этой силы зависит от величины удлинения упругой пластины 7 и ограничена допустимой силой смятия верхней части гнезда 3, зависящей от конкретного выполнения конструкции.

При достижении профилем 1 вертикального положения (фиг. 2) кромка его упругой пластины 7 стыкуется с уступом 5, фиксируя соединением и натяг в нем.

При этом сила, возникающая в месте упора шарнирного валика 6 в верхнюю часть шарнирного гнезда 3, стягивает собранные профили между собой по внутренней и по наружной стенкам, причем величина силы натяга во внутренних (утолщенных) стенках больше, чем в наружных, так как внутренние стенки профилей находятся вблизи шарнирного гнезда 3.

В случае использования профилей с равной толщиной стенок силу их стягивания между собой можно сделать одинаковой за счет соответствующего увеличения ширины шарнирного гнезда 3.

Использование предлагаемого узла соединения панели наиболее целесообразно в конструкциях бортов или днищ самосвальных кузовов из двухстенных панелей, имеющих большую толщину обращенных к грузу стенок. Его высокая жесткость позволяет исключить соединение сваркой и тем самым упростить сборку.

Формула изобретения

Узел соединения панелей, преимущественно для кузова транспортного средства, состоящий из последовательно установленных профилей, стыки соединения которых образованы шарнирным гнездом и уступом концов одного профиля и соответственно шарнирным валиком и упорным ребром другого профиля, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности фиксации профилей панели и ее жесткости, шарнирное гнездо одного профиля имеет упорную поверхность для сопряжения с торцом стенки другого профиля, а упорное ребро последнего выполнено в виде упругой пластины, при этом ее кромка, сопряженная с уступом, смещена к середине этого профиля относительно шарнирного валика, Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент Великобритании № 1288454, кл. Е 1 К (В 7 В), 1972 (прототип.) 844445 иг.

Составитель Л. Смольская

Редактор Н. Тимонина

Техред А. Камышникова

Корректоры: В. Нам и P. Беркович

Типография, пр. Сапунова, 2

Заказ 1145/9 Изд. № 417 Тираж 712 Подписное

НПО «Поиск» Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5