Транспортное средство повышеннойпроходимости
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советских
Социалистических
Рес ублин
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИ ЕТЕЛЬСТВУ
<о844452 (61) Дополнительное к авт. сеид-ву(22) Заявлено 300379 (21) 2749758/27-11 с присоединением заявки М— (23) Приоритет—
Опубликовано,070781.,Бюллетень Н9 25
Дата опубликования описания 070781 (51)М. Кл.з
В 62 D 57/02
Государственный комитет
СССР по делам изобретений и открытий (53) УДМ629.113. .033(088.8) Н.В.Умнов и A.ß.Ïoãðåáíÿê (72) Авторы изобретения
1
) (71) Заявитель
Государственный научно-исследовательский и машиноведения им. акад. A.A.Áëàãîíðàâoâà (54) ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО IIOBblDIEHHOA
ПРОХОДИМОСТИ
Изобретение относится к конструк- 1 ццям транспортных средств высокой проходимости, а более точно к шагающим машинам.
Известно шагающее транспортное средство, содержащее корпус с побортно расположенными ортогональными шагающими опорами, каждая иэ которых имеет индивидуальные приводы для
l6 возвратно-поступательных перемещений
B горизонтальной и вертикальной плоскостях (1)
Недостатком его является отсутствие адаптации шагающих опор к неровностям пути и связанные с этим их 15 удары о землю при ходьбе.
Наиболее близким к предлагаемому изобретению по технической сущности и достигаемому результату является другое известное транспортное сред- 2С ство повышенной проходимости, содержащее корпус с побортно расположенными шагающими опорами, каждая из которых имеет датчик .касания с грунтом, привод возвратно-поступательных гориэонтальных перемещений и аналогичный привод вертикальных перемещений, состоящий; из реверсивного двигателя и тормоза, цепи питания которых последовательно соединены с источ- 30 ником энергии через датчик касания (21.
В этом транспортном средстве адаптация к рельефу пути происходит s результате .того, что при опускании опоры на грунт срабатывает датчик касания, отключающий и эатормаживающий привод вертикального перемещения
Однако опора, опустившаяся на грунт без нагрузки и заторможения датчиком касания, вдавливается затем в землю весом наезжающего на нее корпуса, который при этом опускается вместе с опорой, при этом постановка каждой следующей шагающей опоры сопровождается прогрессирующим опусканием кОрпуса. Поскольку упругость грунта под разрывными ногами может оказаться неодинаковой, корпус машины будет не только сползать, но и подвергаться продольным и поперечным перекосам — тангажам и кренам, в результате чего произойдет посадка корпуса на днище или его опрокидывание.
Целью изобретения является повышение безопасности движения путем регулирования крена, продольного наклона и клиренса.
Поставленная цель достигается,тем, чтс .в транспортном средстве повышен844452 ной проходимости, содержащем корпус с побортно расположенными шагающими опорами, каждая из которых снабжена датчиком касания с грунтом, приводом возвратно-поступательного горизонО тального перемещения и аналогичным последнему приводу вертикального перемещения состоящим из реверсивного двигателя с тормозом, причем цепи питания которых последовательно соединены с источником энергии через датчики касания, оно снабжено блоком управления, состоящим из ручного привода и взаимодействующих с ним переключателей, введенных по одному в цепь каждого из датчиков касания, а также тем, что переключатели датчиков касания жестко установлены в упомянутом блоке и расположены соответственно расположению шагающих опор на корпусе, а ручной привод выполнен в виде двух нажимных подпружиненных Щ планок, связанных посредством карданова подвеса с рукояткой управления.
На фиг. 1 показан блок управления; на фиг. 2 — электрическая схема цепи питания вертикального привода шагающей опоры; на фиг. 3 — цепь питания тормоза; на фиг. 4 — цепь питания катушки реле; на фиг. 5 — общий вид шагающего движителя; на фиг. 6 — общий вид транспортного средства.
ЗО
Блок управления (фиг. 1) состоит из рукоятки 1, жестко скрепленной нажимными планками 2, взаимодействуЮщими с контактными переключателями
3. Планки 2 насажены на ось 4,относи-. тельно которой они имеют возможность поворачиваться. Ось 4 посредством сухаря 5 скреплена с осью 6, имеющей возможность поворачиваться относительно вилки 7, закрепленной на штоке
8. Шток 8 подвижно установлен в кор- 40 пусе 9 и связан с ним пружинами 10.
В цепь питания двигателя 11 вертикального привода (фиг, 2) включен нормально открытый контакт 12 (1Pl), реле 13 (Pl, фиг. 4) . В цепи питания 45 катушки электромагнитного тормоза 14 (T, фиг. 3) находится нормально открытый контакт 15 (2Р1). Датчик касания 16, выполнениый в виде нормально закрытого контакта Кl, помещенный в ступне 17 шагающей опоры (фиг.5), включен в цепь питания катушки реле
13 (Pl) . Параллельно контактам Кl датчиков касания,16 включены нормально закрытые контакты переключателей
3 (К фиг. 4), управляемые рукояткой Ф.
Нормально закрытые контакты К2 переключателей 3 при отпущенной рукоятке 1. (в ее свободном состоянии) бу.дут разомкнуты в результате воэдей- 40 ствия на переключатели 3 нажимных планок 2, притягиваемых пружинами 10.
Устройство работает следующим образом. Когда ступня 17 шагающего движителя (фиг. 5), опускаясь под дей-65 ствием двигателя ll, достигает земли, срабатывает датчик касания 16 (контакт Kl, фиг. 4) . Контакт Kl разрывает цепь питания катушки реле 13 (Рl).При этом контакт 12 (1Рl,фиг.2) разрывает цепь питания двигателя
11, а контакт 15 (2P1, фиг. 3) разрывает цепь питания катушки тормоза
14. В результате шагающая опора (фиг. 5) останавливается и затормаживается на данной высоте.
При необходимости изменения высоты корпуса над дорогой, водитель поднимает вверх рукоятку 1. Вместе с рукояткой 1 поднимают планки 2, взаимо- действующие с контактными переключателями 3 (К2, фиг. 4).
Контакты К2 переключателей 3 всех движителей замыкаются, при этом контакт К2 каждого из движителей шагающей машины запитывает катушку Pl реле 13, относящегося к своему движителю.
В результате замыкаются цепи питания двигателей 11 всех движителей машины, а также цепи питайия тормозов 14 этих движителей. Движители растормаживаются и начинают выдвигаться вниз, поднимая корпус шагающей машины.
Если возникает необходимость выправить крен машины, водитель отклоняет рукоятку 1 вправо или влево, в результате чего планки 2 отходят от соответствующей группы переключателей 3.. Замыкаются контакты 15 переключателей 3 (К2, фиг. 4) в приводе движителей одного борта шагающей машины, вследствие чего вниз выдви- гаются только левые или правые шагающие опоры.
После выравнивания крена водитель отпускает рукоятку 1,:которая возвращается в первоначальное положение под действием пружин 10. При этом обе планки 2 взаимодействуют с пере. ключателями 3, размыкая контакты К2.
Поскольку ступни 17 стоят на земле, контакты Кl датчиков касания 16 так.же разомкнуты и реле 13 отключается„ разрывая цепи питания двигателей 11 и тормозов 14.
При необходимости выравнивания продольного наклона корпуса машины (тангажа), водитель отклоняет рукбятку 1 вперед или назад. Планки 2, поворачиваясь относительно оси 4, освобождают только переключатели 3 средних и задних движителей, либо средних и передних движителей. В результате шагающие опоры указанных движителей выдвигаются вниз до тех пор, пока водитель держит рукоятку 1 отклоненной и выравнивают корпус шагающей машины. При этом схемы (фиг. 2, 3 и 4) работают подобно тому, как они работали при выравнивании крена.
844452
Подъем шагающих опор с земли по окончании опорной фазы. осуществляется отключением двигателей 11 от цепи питания (фиг. 2) и подачей на него тока обратной полярности от независимого источника. Этот источник, а также устройство переключающее приводы шагающих опор в необходимой последовательности, определяемой выбранной для машины походкой, в описании изобретения и на чертежах не приведен, поскольку они не имеют отношения к сущности предложенного технического решения.
Применение данного изобретения в конструкциях шагающих машин повышает безопасность движения, расширяет возможность водителя, облегчает управление экипажем при его движении вдоль и поперек склонов, особенно по легко деформируемому грунту.
Формула изобретения
1. Транспортное средство повышенной проходимости, содержащее корпус с побортно расположенными шагающими опорами, каждая иэ которых снабжена датчиками касания с грунтом, приводом возвратно-поступательного горизонтального перемещения и аналогичным последнему приводом вертикального перемещения, состоящим из реверсивного двигателя с тормозом, причем цепи питания этих двигателей последовательно соединены с источником
5 энергии через датчик касания, о тл и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения безопасности движения путем регулирования крена, продольного наклона и клиренса, оно снабжено блоком управления, состоящим из ручного привода и взаимодействующих с ним переключателей, введенных по одному в цепь каждого из датчиков .касания.
2. Транспортное средство по п. 1, 15 о т л и ч а ю щ е е с я тем, что переключатели датчиков касания жестко установлены в упомянутом блоке и расположены соответственно расположению шагающих опор на корпусе, а
Щ ручной привод выполнен в виде двух нажимных подпружиненных. планок, связанных посредством карданова подвеса с рукояткой управления.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Патент США Р 3135345, кл. 180-8, 1964.
2. Авторское свидетельство СССР по заявке 9 2588787/11, кл. В 62 D 57/02, 1978.