Устройство для определения взаимногоположения судов при траверзной передачегруза

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

0ц844463

О П И С А Ы И Е

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Сооетскнх

Соцналнстнческик

Республик

АМ% "

Аф (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 03.08.79 (21) 2806183/27-11 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано 07.07. 81. Бюллетень № 25 (51) М. Кл.з

В 63В 27/30

G 08G 9/02

Государственный комитет (53) УДК 621.869.6 (088. 8) пв делам изобретений н аткрытнй (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЗАИМНОГО

ПОЛОЖЕНИЯ СУДОВ ПРИ ТРАВЕРЗНОЙ ПЕРЕДАЧЕ

ГРУЗА

Изобретение относится к судовой автоматике, применяемой для управления судами, идущими параллельным курсом при траверзной грузопередаче.

Известно устройство для определения 5 взаимного положения судов при травезной передаче груза, содержащее канал измерения поперечного смещения судов, подключенный к индикатору текущего значения и к одному из входов сумматора, другой вход 10 которого подключен к каналу определения упреждающей информации, а выход — к . индикатору упреждающей информации (1).

Недостатком известного устройства является отсутствие командной информации,оп- 15 ределяющей момент введения управляющего воздействия в систему управления судами для обеспечения требуемого качества управления по стабилизации заданного поперечного смещения взаимодействующих 20 при траверзной грузопередаче судов, а также момент снятия этого воздействия с учетом инерционности взаимодействующих судов и внешних возмущений, действующих на них. 25

Цель изобретения — повышение точности устройства.

Цель достигается тем, что устройство снабжено подключенным к выходу канала измерения поперечного смещения судов 30 элементом сравнения с переменной уставкой, логическими элементами И, подключенным к их выходам элементом ИЛИ с индикатором командного сигнала управления на выходе и инверторами, причем один и другой входы элементов И подключены к выходам элемента сравнения и канала определения упреждающей информации, соответственно, непосредственно и через инверторы.

На чертеже представлена структурная схема устройства.

Устройство содержит канал 1 измерения поперечного смещения судов, на выходе которого подключены индикатор 2 текущего значения поперечного смещения судов, сумматор 3 и элемент 4 сравнения с переменной уставкой.

Канал 5 определения упреждающей информации соединен с другим входом сумматора 3 и, помимо этого, с инвертором 6 и с одним из входов логического элемента

7 И.

Выход сумматора 3 соединен с индикатором 8 упреждающей информации. Выход элемента 4 соединен со вторым входом элемента 7 И и с инвертором 9. Выходы инверторов 6 и 9 соединены с входами логического элемента 10 И. Оба логических элемента И 7 и 10 своими выходами соеди844463

Зо

50 иены со входами логического элемента 11 ,ИЛИ, выход которого соединен с индикатором 12 командного сигнала управления.

Устройство работает следующим образом.

Канал 1 измерения поперечного смещения на своем выходе формирует сигнал текущего значения поперечного смещения между взаимодействующими судами. Этот сигнал поступает, во-первых, для индикации на индикатор 2 текущего значения поперечного смещения судов, во-вторых,— на сумматор 3 для формирования сигнала упреждающей информации о прогнозируемом поперечном смещении. На второй вход сумматора 3 поступает информация с выхода второго измерительного канала — канала 5 определения упреждающей информации, характеризующая приращение поперечного смещения судов на расстоянии определения упреждающей информации. В сумматоре 3 происходит алгебраическое суммирование этих сигналов, в результате чего на индикатор 8 упреждающей информации поступает сигнал прогнозируемого значения поперечного смещения судов. Помимо этого, сигнал с канала 1 измерения поперечного смещения поступает в элемент

4 сравнения, где производится сравнение сигнала текущего значения поперечного смещения с опорным сигналом, соответствующим заданному стабилизируемому значению поперечного смещения взаимодействующих судов. Этот опорный сигнал заводится в элемент 4 с помощью переменной уставки, позволяющей изменять значение опорного сигнала во всем диапазоне возможных значений поперечного смещения взаимодействующих судов. В результате сравнения на выходе элемента 4 формируется сигнал, полярность и амплитуда которого соответствует отклонению сигнала текущего значения от опорного. Этот сигнал поступает на инвертор 9 и на первый вход элемента И 7. На второй вход этого элемента поступает сигнал приращения поперечного смещения с канала 5, который, кроме этого, заводится на инвертор 6. Элемент 7 срабатывает (формирует на своем выходе сигнал «1») только тогда, когда на оба его входа поступают сигналы одной полярности, т. е. когда полярности сигнала отклонения текущего значения поперечного смещения от опорного и сигнала прогнозируемого приращения поперечного смещения судов совпадут.

Для срабатывания устройства на оба вида полярности сигнала: положительный и отрицательный, в нем предусмотрены инверторы 6 и 9, которые изменяют полярность поступающих сигналов на обратную; после этого сигналы, поступающие на второй элемент И 10, срабатывающий аналогично первому элементу 7. В результате этого при формировании элемента 4 и каналом 5 однополярных сигналов любой полярности срабатывает один из элементов 7 или 10.

Этот сигнал поступает на вход элемента

ИЛИ 11, который трансформирует его на индикатор 12 командного сигнала управления, представляющий собой световой или звуковой сигнализатор.

Таким образом, индикатор 12 командного сигнала управления срабатывает только тогда, когда текущее отклонение поперечного смещения взаимодействующих судов от заданного значения и прогнозируемое значение этого отклонения одного знака.

Формула изобретения

Устройство для определения взаимного положения судов при траверзной передаче груза, содержащее канал измерения поперечного смещения судов, подключенный к индикатору текущего значения и одному из входов сумматора, другой вход которого подключен к каналу определения упреждающей информации, а выход — к индикатору упреждающей информации, о т л и ч а ю щ ее с я тем, что, с целью повышения точности, устройство снабжено подключенным к выходу канала измерения поперечного смещения судов элементом сравнения с переменной уставкой, логическими элементами И, подключенным к их выходам элементом

ИЛИ с индикатором командного сигнала управления на выходе и инверторами, причем один и другой входы элементов И подключены к выходам элемента сравнения и канала определения упреждающей инфор мации соответственно непосредственно и через инверторы.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР по за,явке № 2169113, кл. В 63В 27/00, 1975 (прототип), 844463

Составитель Г. Корнева

Техред А. Камышникова Корректор О. Тюрина

Редактор Н. Тимонина

Типография, пр. Сапунова, 2

Заказ 1552/10 Изд. № 497 Тираж 497 Подписное

НПО «Поиск> Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, 3(-35, Раушская наб., д. 4/5