Смазка для холодного волочениятруб
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советских
Социалистических
Республик
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИ ЕТЕЛЬСТВУ (6!) Дополнительное к авт. сеид-ву (22) Заявлено 220879 . (2!) 2812270/23-04 (51)pA. Кл с присоединением заявки Нов
С 10 M 7/18
С 10 M 7/28
С 10 M 7/44
Государственный комитет
СССР по делам изобретений н открытий (23) Приоритет
Опубликовано 070781. Бюллетень Но 25
Дата опубликования описания 070781 (53) УДК 621 892 621 7.016.3 (088.8) (72) Авторы изобретения
В.Н.Колесников, Л.M.Ôðîëîâà, В.Д.Носарь, И.Т.Полковниченко, Г.Г.Балахонов, П.M.Ãàâðèëèí, E.М.Кричевский, A.Á.Ëàìèí, Е.М.Юрьева, М.Г.Дудников, Ю.М.Постолов и П.E.Чапланов,;гdx!,% k и й (ЩтИ )(7!) Заявитель (54) СМАЗКЛ ДЛЯ ХОЛОДНОГО ВОЛОЧЕНИЯ
ТРУБ
Изобретение относится к обработке металлов давлением и может быть использовано для беэоправочного и оправоЧного волочений электросварных труб иэ стали углеродистых ма- рок.
Применение электросварных труб в ряде случаев предпочтительнее, чем бесшовных. В связи с этим повышение качества электросварных труб.
30 является одной из важнейших задач
Оправочное волочение сварных труб наиболее производительный процесс деформации труб, но он сопровождается большими энергетическими эатра- 15 тами на преодоление снл контактного трения.
В электросварных трубах структуры основного металла н сварного сое- 20 динения (шва) различны. Шов менее пластичен, чем основной металл приблизительно íà 108, Основная функция технических смаэок 25 при волочении заключается в снижении сил контактного трения, предотвращении, налипання металла на инструмент, и, следовательно, в получении качественной.поверхности.
В качестве смазки для волочения сварных труб используют машинное масло (ТИ Т-308, 1960, МТЗ).
Указанная смазка пригодна только для беэоправочного волочения труб и не обеспечивает требуемого качества поверхности труб.
Известна смазка для обработки металлов давлением, представляющая собой раствор гудроновых мыл (1)..
Указанную смазку используют только с фосфатным покрытием. В связи с
Гэтим требуется дополнительная химическая обработка поверхности (обезжириваиие, активация, пассивация, нанесение фосфатного покрытия), что повьваает трудоемкость процесса н ухудшает санитарно-гигиенические условия труда, так как в окружающую среду выделяются пары кислот и щелочей. Кроме того, после нанесения смазки требуется специальная сушка.
Наиболее близкой по составу к предлагаемой смазке является смазка, содержащая алкилароматическую фракцию с добавкой -спермацетового масла, осерненного масла и хлорн- рованного парафина (2) .
84.4627
1О
Т а б л и ц а 1
Компонент смазки
Содержание, вес,Ъ
Номер состава
35
20
17,5
47,5
40
72
10
Такая смазка не обеспечивает
| процесса волоч ения электрос варных труб, так как в районе шва происходит налипание металла на инструмент, т.е. не обладаЕт достаточными противозадирными и антифрикционными свойствами. Использование ароматической фракции в качестве основы приводит к ухудшению санитарногигиенических условий труда, так как смазка имеет резкий запах. Кроме того, в состав смазки входят дефицитные материалы (спермацетовое масло) .
Целью изобретения является улучшение противозадирных и антифрикционных свойств смазки, применяемой для холодного волочения электросварных труб.
Для достижения поставленной цели смазка для холодного волочения труб, содержащая хлорированный парафин, дополнительно содержит вторичные жирные спирты Фракции Ср-С и смесь моно- и диалкилфосфатов, являющуюся продуктом реакции синтетических вторичных жирных спиртов фракции
С„о-С с фосфорилирующим агентом (смесь алкилфосфатов) при следуюХлорированный парафин
Вторичные жирные спирты
Фракции С„о †С
Смесь алкилфосфаToB
Алкилароматическая фракция
Сп рмацетовое масло
Осерненое спермацетовое масло
Составы предлагаемой и известной смазок испытывают на машине трения (MT-1) при волочении электросварных труб из стали марок ст.10,ВКП.
Антифрикционные свойства опробованных составов смазок определяют по величине коэффициента трения, усилия волочения, а противозадирные щем соотношении, компонентов, вес.В:
Хлорированный парафин 30-40
Вторичные жирные спирты Фракции С,о — С <> 15-20
Смесь моно- и диалкилфосфатов Остальное
Для приготовления смазки исполь— зуют следующие материалы:
Хлорированный парафин ТУ 6-01-511-76
Вторичные жирные спирты ТУ 38-30717-74
Смесь синтетических моно — и диалкилфосфатов вторичных жирных спиртов ТУ 38-40778-76
Предлагаемую смазку приготовляют простым смешением компонентов и наносят на трубы окунанием, обливом или подают в очаг деформации по трубопроводу. Известную смазку готовят следующим образом. Осерняют. спермацетовое масло и затем полученное осерненное масло смешивают со всеми остальными компонентами.
Наносят смазку на трубы окунанием.
Составы предлагаемой(Р1-3) и известной (94) смазок приведены в табл.1.
1 2 3 4 свойства — по состоянию поверхности полосы после волочения. При этом по каждому из вариантов проводят по 10 испытаний. Каждый случай повреждения полосы оценивают в
10% брака.
Результаты испытания смазок составов 9 1-4 приведены в табл.2.
844627
Т а б л и ц а 2
Показатель
Смазка
Номер состава
0,082
Коэффициент трения
Усилие волочения, кг
0,044 0,029
345 310
0,033
320
420
Качество поверхности труб
Нет налипания
Налипание
Класс чистоты, 10
10
Характеристика волочения
Плавное
Процент брака
О О О
Формула изобретения
Составитель Е.Пономарева
Техред Н.Келушак Корректор Н.Бабинец
Редактор З.Бородкина
Заказ 4217/7 Тираж 548
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5
Подписное
Филиал ППП "Патент", г.ужгород, ул.Проектная,4
Сравнительные испытания показали, что предлагаемая смазка в отличие от известной обладает лучшими противозадирными свойствами — отсутствует25 налипание металла на инструмент и антифрикционными свойствами — коэффициент трения предлагаемой смазки равен 0,029-0,044, а известной
0,082, усилие волочения на предлагаемой смазке равно 310-345 кг, на известной — 420 кг.
Установлено, что образцы, протянутые на смазках состава Р 1-3 имеют класс чистоты 10, на смазке Р 4 класс чистоты 9, На смазках состава Р 1 — 3 протянуто по 200 м труб из стали марки ст. 8КП по маршруту 57х2 46х1,5. Процесс волочения на смазках состава Р 3 прошел удовлетворительно: дрожание 40 и обрывы труб не наблюдались, налипание металла отсутствовало. При волочении труб на смазке состава Р 4 наблюдались дрожание, обрывы труб и налипание металла на инструмент.
Смазка для холодного волочения труб, содержащая хлорированный паПлавное, Плавное Слабое трения рафин, отличающаяся тем, что, с целью повышения антифрикционных и противозадирных свойств, смазка дополнительно содержит вторичные жирные спирты фракции C -С и смесь моно-.и диалкилфосфатов, являющуюся продуктом реакции синтетических вторичных жирных спиртов фракции
Qp-Cgpс фосфорилирующим агентом, при следующем соотношении компонентов, вес.Ъ:
Хлорированный парафин 30-40
Вторичные жирные спирты фракции С -С в 1 5-20
Смесь моно- и диалкилфосфатов, являющаяся продуктом реакции синтетических вторичных жирных спиртов фракции С„ -С рс фосфорилирующим агентом Остальное
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
Р 472150, кл. С 10 М 5/14, 1975.
2. Патент Франции Р 1408358, кл. С 10 m, опублик. 1965 (прототип) .