Зубчатое зацепление винтовой ма-шины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советскик

Социалистических

Республик

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (и>844820 (61) Дополнительное к ввт. сеид-ву (22) Заявлено 300779 (21) 2802331/25-06 с присоединением заявки ¹ (23) Приоритет

Опубликовано 070781, Бюллетень ¹ 25

Дата опубликования описания 070781 (51)М. Кл 3

04 С 2/16

Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий

{53) УДК 621. 514 (088.8) (72) Автор изобретения

В.М.Рязанцев

Ливенский филиал Всесоюзного научно-исследовательского, 1 конструкторского и технологическт р,иncxиzyтa гидромашиностроения (71) Заявитель (54) ЗУБЧАТОЕ ЗАЦЕПЛЕНИЕ ВИНТОВОЙ МАШИНЫ

Изобретение относится к области компрессоростроения. Известно зубчатое зацепление винтовой машины, преимущественно насоса, с ведущим и ведомыми винтами, имеющими выступы, вершина которых очерчена дугой окружности, а сопряженные с вершиной основания — соответственно зпициклоидой и удлиненной эпициклоидой, причем ведомые винты имеют в зоне сопряжения вершины с основанием фаску (.1 .

Недостатком известного зубчатого зацепления является то, что острые кромки ведущего и ведомых винтов не обеспечивают благоприятный силовой контакт между винтами, а именно: профиль ведущего винта пересекается с его наружной окружностью под углом и образуемая вследствие этого острая кромка неблагоприятна с точки зрения силового контакта этой кромки и основания профиля ведомого винта, что снижает надежность и долговечность зацепления.

Целью изобретения является повышение надежности и долговечности зацепления и упрощение технологии изготовления.

Цель достигается тем, что ведущий винт в зоне сопряжения снабжен фаской и фаски ведущего и ведомых винтов выполнены по дугам окружностей.

На фиг. 1 изображен профиль зубчатого зацепления винтовой машины, на фиг. 2 — участок профиля, увеличенный масштаб.

Зубчатое зацепление винтовой машины, преимущественно насоса, с ведущим. и ведомыми винтами 1 и 2, имеющими выступы, вершина 3 или 4 каждого из которых очерчена дугой окружности (соответственно радиусами r„ q r из центров О„ и О ), а сопряженнйе с вершиной (3 или 4) основания 5 и 6 (участки AB и вс соответственно) очерчены соответственно эпициклоидой (AB) и удлиненной эпициклоидой (вс), причем ведомые винты 2 имеют в зоне сопряжения вершины 4 с основанием 6

20 фаску 7. (участок ав). Ведущий винт 1 в зоне сопряжения также снабжен фаской 8 (участок ВС) и oeie фаски 7 и 8 ведущего и ведомых винтов 1 и 2 выполнены по дугам окружностей (радиусами г и г соответственно иэ цент3 ров О и 04

При вращении винтов 1 и 2 благодаря изменению их взаимного положения заключенный между ними объем иэменяЗО ется от минимума к максимуму и опять

844820 к минимуму, в результате чего происходит всасывание и нагнетание. При этом зацепление закругленной фаски 8 (участок ВС) и основания 6 (участок вс), а также зацепление закругленной фаски 7 (участок ав) и основания 5 (участок AB) удовлетворяют основному закону зацепления и поэтому теоретический зазор между боковыми участками профилей винтов минимален, в силу чего данный профиль зубчатого зацепления обеспечивает высокий объемный 10

КПД. Причем все точки закругленных фасок 7 и 8 вступают последовательно в контакт с соответствующими точками оснований 5 и б, поэтому наряду со скольжением имеет место и качение при взаимной обкатке ведущего и ведомых винтов 1 и 2. Причем доля качения будет тем выше, чем больше радиусы дуг « и «"4 окружностей их очерчивающих. Все: участки переходов плавные, просты в изготовлении.

Предложенные усовершенствования зубчатого зацепления обеспечивают повыаение надежности и долговечности зацепления, следовательно, и всей винтовой машины; а также упрощение технологии изготовления.

Формула из обретения

Зубчатое зацепление винтовой машины, преимущественно насоса,с ведущим и ведомыми винтами«имекщими выступы, вершина которых очерчена дугой окружности, а сопряженные с вершиной основания — соответственно эпициклоидой и удлиненной эпициклоидой, причем ведомые винты имеют в зоне сопряжения вершины с основанием фаску, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности и долговечности зацепления и упрощения технологии изготовления, ведущий винт в зоне сопряжения снабжен фаской и фаски ведущего и ведомых винтов выполнены по дугам окружностей.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

9672380, кл. F 04 С 1/10, 1978.

844820

Составитель О.Тишина

Техред A. Бабинец Корректор М.Демчик

Редактор Т.Глазова

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул . Проектная, 4

Заказ 4424/12 Тираж 712 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Х-35, Раушская наб., д. 4/5