Аэродинамический подшипник с термо-компенсацией
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советских
Социалистических
Республик
on NCAHHE
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
«»844844 (61) Дополнительное к авт, свид-ву— (22) Заявлено 29.0679 (21) 2828503/25-27 (51)М. Кл. с присоединением заявки Йо
F 16 С 17/22
Государственный комитет
СССР ио дмам изобретений н открыти и (23) Приоритет
Опубликовано 070781.Бюллетень Но 25
Дата опубликования описания 07.07,81 (53) УДК 621 822° 5 (088. 8) ".. ;60%36t g
I (72) Авторы изобретения
Ю.Т. Борисов и B.Ñ. Баласаньян (71) Заявитель (54) АЭРОДИНАМИЧЕСКИЙ ПОДШИПНИК
С ТЕРМОКОМПЕНСАЦИЕЙ
Изобретение относится к станкостроению и может быть использовано в устройствах, предназначенных для привода инструмента (шлифовального круга, фрезы, сверла) с большой частотой вращения.
Известен аэродинамический подшипник с термокомпенсацией, содержащий антифрикционный вкладыш, смонтированный в обойме, установленной в корпусе на симметрично расположенных опорных кольцевых выступах, при этом значение коэффициента температурного расширения материала вала выбра.но в промежутке между значениями коэффициентов температурных расширений материалов вкладыша и обоймы 1).
Основным недостатком известного подшипника является неравномерность распределения температуры вдоль подшипника (вблизи выступов температура ниже, так как по ним происходит наиболее интенсивный отвод тепла). Кро-. ме того, упругость выступов, которые, будучи холоднее подшипника, оказывают сопротивление его расширению, . изменяют приведенный коэффициент тем.— пературного расширения. При перегреве в десятки градусов относительно окружающей среды, который имеет место в радиальных подшипниках с газовой смазкой при больших скоростях скольжения (до 100 м/с и более). величина изгиба образующей может в ряде случаев превосходить значение среднего по окружности радиального зазора вблизи поясков, где он минимален. Это приводит к существенному снижению несущей способности подшипника по сравнению с подшипником, имеющим строго прямолинейную образующую рабочей поверхности.
Цель изобретения — повышение несущей способности за счет уменьшения искривления образующей рабочей поверхности.и обеспечение равномерного температурного расширения по длине.
Указанная цель достигается тем, что в аэродинамическом подшипнике с термокомпенсацией, содержащем антифрикционный вкладыш, смонтированный в обойме, установленной в кор.пусе на симметрично расположенных опорных кольцевых выСтупах, при этом значение коэффициента температурного расширения материала вала выбрано в промежутке между значениями коэффициентов температурных рааширеЗО .ний материалов вкладыша и обоймы, Ордена Трудового Красного Энамени экспериментальный научно-исследовательский институт металлорежущих станков
844844
Формула изобртения опорные кольцевые выступы обоймы смещены по оси от ее торцов к центру на величину, равную,-- — длины
1 Ч б подшипника. При этом обойма выполнена с переменным продольным сечени-. ем, увеличивающимся к основаниям кольцевых выступов.
Изобретение поясняется чертежом.
Аэродинамическй подшипник с термокомпенсацией содержит антифрикционный вкладыш 1, смонтированный в обойме 2. Обойма 2 установлена в кор- ® пусе 3 на симметрично расположенных опорных кольцевых выступах 4. Эти выступы 4 отстоят от торцов 5 подшипника на величину, раВную — — <
4 его длины. Обойма 2 выполнена с переменным продольным сечением, увеличивающимся к основаниям кольцевых выступов б.
При нагреве температура в предлагаемом подшипнике распределяется более равномерно, а утолщение обоймы
2 у оснований выступов 4 сгособствует преодолению упругости выступов 4, благодаря чему подшипник, расширяется равномерна, а величина рабочего g$ зазора по длине остается постоянной.
1. Аэродинамический подшипник с термокомпенсацией, содержащий антифрикционный вкладыш, смонтированный в обойме, установленной в корпусе на симметрично расположенных опорных кольцевых выступах, при этом значение коэффициента температурного расширения материала вала выбрано в промежутке между значениями коэф-. фициентов температурных расширений материалов вкладыша и обоймы, о тл и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения несущей способности за счет уменьшения искривления образующей рабочей поверхности, опорные кольцевые выступы обоймы смещены по оси от ее торцов к центру на величину, равную 1 - 1.длины
4 5 подшипника.
2. Подшипник по п. 1, о т л ич а ю шийся тем, что, с целью обеспечения равномерного температурного расширения по длине, обойма выполнена с переменным продольным сечением, увеличивающимся к основаниям кольцевых выступов.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Борисов Ю.Т. Исследование формы рабочей поверхности аэродинамических подшипников с термокомпенсацией. — "Станки и инструмент", 1977, У 12, с. 17-19.
ВНИИПИ Заказ 4426/12
Тираж 8бО Подписное
Филиал ППП "Патент", r.Óæãoðoä,óë.ÏðoåêTíàÿ,4