Механизм блокировки дифференциалатранспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Оп ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
Союз Советских
Соцмалмстичесиих
Республик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (51)N. Кл. (22) Заявлено 10.11.78 (21) 2682701/27-11 с присоединением заявки .%, В 60 К 17/20
Гооударотееиный комитет
СССР (23) Приоритет ао делам изобретений и открытий
Опубликовано 15.07.81, Бюллетень М 26
Дата опубликования описания 15.07.81 (53) УДК 629113--587 (088.8) Государственный автотранспортный научно — исследовательсИтй — — --- .. и проектный институт (71) Заявитель (54) МЕХАНИЗМ БЛОКИРОВКИ ДИФФЕРЕНЦИАЛА
ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к устройствам для блокировки дифференциалов транспортных средств, и может быТь использовано для блокировки межколесных и межосевых дифференциалов.
Известен механизм блокировки дифференциала транспортного средства, содержащий два . .зубчатых ряда постоянного зацепления, ведуппте шестерни которых связаны с соответствующими полуосями транспортного средства, а ведомые установлены на валу, и управляемую реверсивную обгонную муфту, расположенную на последнем (1).
Однако это устройство характеризуется сложностью и недостаточной надежностью конструкции, обусловленными наличием гидропривода, а также датчика положения направляющих колес и распределительного золотника. Кроме того, непригодность устройства для дорожных автомобилей вследствие недостаточного быстродействия системы выключения фрикционной муфты (блокировки) при резких поворотах снижа2 ет управляемость автомобиля и вызывает повышенные нагрузки трансмиссии, Цель изобретения — повышение надежности.
Поставленная цель достигается тем, что механизм снабжен дополнительной управляемой реверсивной обгонной муфтой, установленной на упомянутом валу, а элемент управления упомянутыми муфтами выполнен в виде втулки с внешним зубчатым венцом и выступами на торцах для взаимодействия соответственно с венцом ведомой шестерни главной передачи и телами качения упомянутых муфт, при этом ведущий элемент каждой из последних связан с ведомой шестерней соответствующего зубчатого ряда.
На фиг. 1 изображен механизм для блокировки дифференциала на фиг. 2 -- сечение А-А на фиг. 1 (в режиме нюлокирования дифференциала); на фиг. 3 .— сечение Б- Б на фиг. 1 (в режиме блокирования дифференциала) .
Механизм блокировки дифференциала связан с дифференциалом посредством трех зубчатых . пар, состоящих из зубчатых колес 1 и 2, 3 и 4, 5 и 6. Зубчатые колеса 1 и 3 соединены с вы63 9 4 менному блокированию дифференциала через зубчатые колеса 1-4 и вал 19. Уменьшение скорости вращения буксующего колеса и соогветственно зубчатого колеса 2 выводит устройство из режима блокировки.
Выбор передаточных чисел зубчатых пар обусловлен следующим. При движении автомобиля на повороте наибольшее отношение угловых скоростей выходных звеньев дифференциала (по10 луосей колес) наблюдается в том случае, если радиус поворота минимальный. При этом наружное колесо катится по радиусу й;„. „а внутреннее по радиусу R „= R „.„- В, где  — колея колес. Например, если наружное колесо левое, 15 то отношения угловых скоростей полуосей следующее n Rmhn (3) 2р Угловые скорости звеньев симметричного дифференциала связаны зависимостью л +а„=24 е, откуда ш„=2u е -и „, подставив это выражение в уравнение (3), получаем
25 О л åÀï ш таей
Из условия работы механизма блокировки, неравенства (2), следует, что дифференциал не о блокируется, когда en i1 ( а)В 12
После подстановки этого неравенства в уравнение (4) получаем формулу (1) . Выбор передаточных чисел механизма блокировки по формуле (1) обеспечивает отсутствие блокировки при отношениях угловых скоростей звеньев дифференциала, соответствующих движению автомобиля на поворотах с радиусами, включая минимальный.
Вследствие применения только механических элементов предлагаемый механизм блокировки надежнее, чем известный, обладает реверсивностью, х.орошо компонуется в блоке с главной передачей и дифференциалом транспортного средства, и -- угловая скорость водила дифференциала. 45
В этом случае угловые скоростй зубчатых колес 2 и 4 меньше угловой скорости зубчатого колеса 6. При вращении одного из выходных звеньев с большей скоростью механизм блокирует дифференциал. Например, в случае буксФ 50 вания левого колеса с угловой скоростью, нп Р— „ФЕ,, зубчатое колесо 2 нагоняет внутреннюю
j1 часть муфты 17 и через ролики 11 и 12 поворачивает вал 19 и внутреннюю часть 18 муфты 55 относительно управляющей вилки 20 (фиг.3) .
При этом нажатие вилки 20 на ролики 13 и
16 прекращается, и зубчатое колесо 4 соединяется с валом 19, что приводит к кратковреI
3 84 ходными звеньями дифференциала (полуосями колес) 7 и 8. Зубчатые колеса 2 и 4 являются одновременно наружными кольцами муфт реверсивных обгонных, имеющих подпружиненные ролики 9-12 и 13-16. Внутренние части 17 и 18 муфт связаны между собой общим валом 19 и имеют общую управляющую вилку 20, на которой расположено зубчатое колесо 6, взаимодействующее с зубчатым колесом 5 водила дифференциала. Передаточные числа зубчатых пар выбраны таким образом, что
К мп
a org где i — передаточное число зубчатых пар, связанных с выходнк;ми, звеньями дифференциала, — —.=— л л .
®1 э
iq — передаточное число зубчатой пары, связанной с водилом дифференциала, Ч)
4= —;
Ш
R -- минимальный радиус поворота трансm1n портного средства по наружному колесу;
 — колея транспортного средства.
Устройство работает в следующих режимах: режиме без блокирования дифференциала и режиме блокирования дифференциала.
Устройство работает без блокирования дифференциала, если угловые скорости зубчатых колес 2 и 4 меньше угловой скорости зубчатого колеса 6 (фиг. 2). В этом случае управляющая вилка 20 нажимает ролики 9 и 10, 13 и 16.
Зубчатые колеса 2. и 4 вращаются. независимо от.внутренних частей 17,18 и вилки 20.
Условием работы механизма без блокирования дифференциала является
uuh(Щь, ОЗл —. Шь i (2)
11 гдето,,ч „— угловые скорости выходных звеньев;
Формула изобретения
Механизм блокировки дифференциала транспортного средства, содержащий два зубчатых ряда постоянного зацепления, ведущие шестерни которых связаны с соответствующими полуосями транспортного средства, а ведомые установлены на валу, и управляемую реверсивную обгонную муфту, расположенную на последнем о т л и ч а ю щ и,й с я тем, что,.с целью по. вышения надежности, он снабжен дополнитель5 846329 6 ной управляемой реверсивной обгонной муфтой, муфт, при этом ведущий элемент каждой из поустановленной на упомянутом валу, а элемент следних связан с ведомой шестерней соответ.управления упомянутыми муфтами выполнен ствующего зубчатого ряда. в виде втулки с внешним зубчатым венцом Источники информации, и выступами на торцах для взаимодействия 5 принятые во внимание прн экспертизе соответственно с венцом ведомой шестерни 1. Авторское свидетельство СССР И4 498188, главной передачи и телами качения упомянутых кл. В бО К 17/20, 1973 (прототип}.
8463,29
Составитель С. Белоусько
Техред 3. Фанта Корректор М. Пожо
Редактор Т. Веселова
Подписное
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная 4
Заказ 5349/24 Тираж 732
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и„открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5