Ступенчатая коробка передачтранспортного средства c переклю- чением передач без разрыва мощности
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз . Советских
Социалистических
Республик
ОП ИСАНИЕ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (6 l ) Допол н и тел ьное к а вт. с вид- ву (53)М. Кл. (22) Заявлено 27.11.78 (21) 2688567/27 11 с присоединением заявки М. (23) Приоритет
В 60 К 20/11
Гевударстввнный квинтет
СССР ню делам изнбретений и открытий
Опубликовано 15.07.81. Бюллетень Ле 26 (53) УД К 629.113-585 — 52 (088.8) Дата опубликования описания 15.07.81
Б. Ф. Индейкин, Ю. И. Сенников, Г. Д. Чернышев, В. А. Малинин, Н.. Н. Митюшенков и А. Б. Литвин (72) Авторы изобретения
Ярославский ордена Ленина и ордена Октябрьской моторный завод (73) Заявитель (54) СТУПЕНЧАТАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО
СРЕДСТВА С ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕМ ПЕРЕДАЧ ДЛЯ РАЗРЫВА МОЩНОСТИ
Изобретение относится к машиностроению, а именно.к ступенчатым коробкам передач, и может быть использовано, например в транспортных средствах, агрегатируемых с сельскохозяйственными машинами.
Известна ступенчатая коробка передач транспортного средства с переключением передач для разрыва мощности, содержащая фрикционные муфты и систему их управления, состоящую из распределителя, вход которого связан с источником давления, двух цилиндров, управляющие полости которых связаны с соответствующими выходами распределителя, и исполнительного устройства для включения упомянутых муфт (1) Недостаток этой коробки передач заключается в том, что в ней не обеспечена возможность одновременного выключения двух муфт. Для того, чтобы можно было осуществить временный разрыв потока мощности, например для остановки транспортного средства при работающем двигателе, между двигателем и коробкой передач в трансмиссии транспорт2 ного средства устанавливают дополнительную муфту.
Цель изобретения — расширение функцио. нальных возможностей коробки передач путем обеспечения возможности одновременного выключения двух муфт.
Поставленная цель достигается тем, что исполнительное устройство для включения муфт снабжено дополнительным приводом принуди10 тельного управления, выполненным в виде тяги с двумя последовательно расположенными прорезями, двумя двуплечими рычагами, каж дый из которых одним плечом связан с подвижным элементом соответствующей муфты, 15 а другим посредством выполненного на его конце пальца, расположенного в одной иэ упо. мянутых прорезей, — с. тягой, и двумя дополнительными рычагами, каждый из которых закреплен на соответствующем двуплечем рычаге
20 и связан со штоком соответствующего цилиндра. При этом длина каждой прорези равна рабочему ходу включения соответствующей муфты.
3 84
На фиг. 1 изображена кинематическая схема предлагаемой коробки передач; на фиг. 2— система управления фрикционными муфтами.
Коробка передач содержит ведущий вал 1, два полых первичных вала 2 и 3, два промежуточных вала 4 и 5 и вторичный вал 6. Ведущий вал 1 поочередно соединяется с первичными валами 2 и 3 посредством фрикционных муфт 7 и 8. Полый первичный вал 2 шестернями 9 и 10 соединен с промежуточным валом
4; на котором установлены свободно вращающиеся шестерни 11 и 12, находящиеся в постоянном зацеплении с шестернями 13 и 14 вторичного вала 6. На шпицах промежуточного вала 4 между шестернями 11
28 и дополнительными рычагами 29 и 30.
На тяге 26 выполнены две последовательно расположенные прорези 31 и 32, длина которых равна рабочему ходу включения фрикционных муфт 7 и 8. Двуплечий рычаг 27 плечом 33 связан с подвижным элементом 34 муфты 7, а плечом 35 — сттягой 26, для чего закрепленный на плече 35 палец 36 расположен в прорези 31 тяги 26. На двуплечем рычаге 27 закреплен также дополнительный рычаг 29, связанный со штоком силового цилиндра 24. Аналогично двуплечий рычаг 28 связан плечом 37 с подвижным элементом 38 муфты 8, а плечом 39 посредством пальца 40, размещенного в прорези 32 -- с тягой 26.
На двуплечем рычаге 28 закреплен дополнительный рычаг 30, связанный со штоком силового цилиндра 25.
Предлагаемая кинематическая схема позволяет получить четыре передачи.
При первой и третьей передачах включена фрикционная муфта 7, причем при первой передаче каретка синхронизатора 15 передает поток мощности на шестерню 11, а при третьей
6335 4 передаче — на шестерню 12. При второй и четвертой передачах включена фрикционная муфта 8, при этом при второй передаче крутящий момент с каретки синхронизатора лередается на шестерню 18, а при четвертой передаче — на шестерню 19.
Неразрывность потока передаваемой мощности обеспечивается определенной последовательностью переключения передач, т.е. после
10 первой передачи можно переходить на вторую или четвертую передачи, а после второй — на первую или третью и т. д. При этом переключение синхронизатора 20 производится в то время, когда поток мощности передается по
15 промежуточному валу 4 (фрикционная муфта
7 включена, муфта 8 выключена). Во время пепеключения синхронизатора 15 муфта 7 выключена, муфта 8 включена, мощность передается по промежуточному валу 5.
20 Переключение фрикционных муфт 7 и 8 осуществляется следующим образом (см. фиг. 2, где показано положение, соответствующее первой или третьей передачам).
Допустим, нужно перейти с первой на вто рую передачу. После переключения синхронизатора 20 соответствующий командный сигнал поступает на распределитель 22, который соединяет полость силового цилиндра 24 с источником 23 сжатого воздуха, а полость цилинд30 ра 25 — с атмосферой. Поршень цилиндра 24 перемещается влево и поворачивает дополнительный рычаг 29, а с ним и двуплечий рычаг
27 против часовой стрелки. Плечо 33 рычага
27 воздействует на подвижный элемент 34 муфты 7 и выключает ее. Муфта 8 в это время под воздействием своей пружины включается.
Ее подвижный элемент 38 поворачивает рычаги 28 и 30 против часовой стрелки, перемещая влево поршень силового цилиндра 25. Пальцы
4о 36 и 40 в это время свободно перемещаются в прорезях тяги 26 принудительного управления. Когда необходимо осуществить временный разрыв потока мощности, т. е. выключить обе фрикционные муфты, тягу 26 перемещают, uaas пример с помощью педали (не показана) в направлении стрелки А. Тяга 26 воздействует на палец 36 двуплечего рычага 27 и поворачивает рычаг против часовой стрелки и выключает муфту 7, Муфта 8 в это время остается в выключенном состоянии, так как перемещение тяги 26 на ее положение никак не cKa3braae>ca: палец 40 двуплечего рычага 28 свободно скользит в прорези 32.
Предлагаемое усовершенствование расширяss ет функциональные возможности данной коробки передач, которая может быть использована не только для переключения передач, но и для временного разрыва потока мощности, т. е. может выполнять функции, которые в
84633
5 традиционных трансмиссиях транспортных средств выполняет сцепление, устанавливаемое между двигателем и коробкой передач.
Формула изобретения
Ступенчатая коробка передач транспортного средства с переключением передач для разрыва мощности, содержащая фрикционные муфты и 10 систему их управления, состоящую из распределителя,. вход которого связан с источником давления, двух цилиндров, управляющие полости которых связаны с соответствующими выходами распределителя, и исполнительного устройства 15 для включения упомянутых муфт, о т л и ч аю щ а я с я тем, что, с целью расширения функциональных возможностей путем обеспечения возможности одновременно выключения
5 6 двух муфт, исполнительное устройство для включения муфт снабжено дополнительным приводом принудительного управления, выполненным в виде тяги с двумя последовательно расположенными прорезями, двумя двуплечими, рычагами, каждый из которых одним плечом связан с подвижным элементом соответствующей муфты, а другим посредством выполненного на его конце пальца, расположенного в одной из упомянутых прорезей, — с тягой . и двумя дополнительными рычагами, каждый из которых закреплен на соответствующем двуплечем рычаге и связан со штоком соответствующего цилиндра, при этом длина каждой прорези равна рабочему. ходу включения соответствующей муфты.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР У 147461, кл. В 60 К 17/08, 1961 (прототип).
846335
Составитель С. Белоусько
Техред 3. Фанта Корректор М.. Пожо
Редактор Т. Веселова
Подписное
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Заказ 5349/24 Тираж 732
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-3 5, Раушская наб., д. 4/5