Подруливающее устройство плавучегосредства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

О ll И C А Н И Е ()846402

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз СоветсиикСоциалистичесиик

Республик (61) Дополиительиое к авт. свил-ву— (22) Занвлеио 26.09. 79 (21) 2858846/27-11 (5! )A1. Кл. с присоелинеиием заявки ¹

В 63 Н 25/42

В 63 Н 23/24

Гасударственный комитет (23) Приоритет (53) УДК 629.12:

:532 ° 5.075. .014.6(088.8) Опубликовано 1.5.07. 81. Бюллетень №26

Дата опубликования описания 17.07.81 тш делам изобретений и открытий (72) Авторы изобретения

Е. П. Руденко и Л. P. Федоров (7i) Заявитель

1 — т (54) ПОДРУЛИВАЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО ПЛАВУЧЕГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к судостро

;ению и касается конструирования под1 руливающих устройств плавучего средства.

Известно подруливаизщее устройство

5 плавучего средства, содержащее электродвигатель переменного тока, подключенный к бортовой сети и механически связанный через угловую передачу с винтом регулируемого шага jl).

Недостаток указанного устройства заключается в низкой надежности его работы в режимах пуска электродвигателя при высоких нагрузках.

Цель изобретения — повышение надеж-, ности работы устройства в режимах пуска электродвигателя при высоких нагрузках.

Для этой цели оно снабжено машиной постоянного тока и дифференциальным 20 механизмом, содержащим водило, .солнечную шестерню с регулируемым валом, сателлиты, эпицикл с выходным валом и муфту, при этом водило связано с электродвигателем переменного тока, а выходной вал эпицикла и регулирующий вал солнечной шестерни через упомянутую муфту подключены к машине постоянного тока, при этом эпицикл связан с углоеой зубчатой передачей, а упомянутая машина постоянного тока подключена посредством преобразователя переменно-постоянного тока к бортовой сети.

На фиг. 1 схематически изображено предложенное устройство; на фиг.2 " дифференциальный механизм; на фиг.3— график скоростной характеристики, Предложенное устройство содержит электродвигатель 1 переменного тока, связанный через дифференциальный механизм 2,и блокирующую муфту .3 с электрической машиной 4 постоянного тока, при этом машина 4 через преобразователь 5 переменно-постоянного тока под" ключена к шинам 6 сети переменного тока, а электродвигатель l подключен,к упомянутым шинам 6 через переключа02

Формула изобретения

3 8464 тель 7 следования фаэ и выключатель 8.

Дифференциальный механизм 2 имеет во-. дило 9, механически связанное с валом 10 электродвигателя, сателлиты 11 эпицикл 12, кинематически связанный

5 через сателлиты 11 с солнечной шестерней 13,. при этом эпицикл 12 через угловую передачу с зубчатыми колесайи 14-17 кинематически связан с валом 18 гребного винта 19. Шестерня 13 lo закреплена на регулирующем валу 20 через муфту 3 с валом 21 электрической машины 4. Эпицикл связан с выходным валом 22.

Подруливающее устройство работает- 15 следующим образом.

При вращении винта 19, со скоростями, соответствующими зоне 1 (фиг.3), в которой потребляемая винтом мощность мала, блокирующая муфта 3 включена, машина 4 получает питание от сети переменного тока через преобразователь 5. Вследствие включенной муфты 3 все звенья дифференциального механизма 2 вращаются с одинаковой скоростью.

При этом электродвигатель вследствие отключенного выключателя 8 вращается вхолостую. При необходимости увеличения скорости вращения винта 19 до значений, соответствующих, например зоне ll, с помощью машины постоянного тока осуществляется синхронизация вращения электродвигателя 1 с сетью, после чего при заданном с помоО щью переключателя 7 порядка следования фаз включается выключатель 8 и

1 отключается блокирующая муфта 3. Дифференциал 2 получает вторую степень свободы и в дальнейшем при неизменной скорости п9 (вращения водила) его ва- 4О ла 10, соединенного с электродвигателем 1, увеличивается скорость вращения п1 (вращения эпицикла) выходного вала 22 за счет уменьшения скорости и„ (солнечной шестерни) регулирующего 45 вала 20. При этом в зоне 11 отсутствует перегрузка машины 4 постоянного тока, несмотря на малую ее номинальную мощность.

При необходимости уменьшения скорости вращения винта 19 до значений, соответствующих зоне lll, при выходе из зоны 1! электродвигатель. 1 отключается, а при входе в зону 111 снова включается на сеть, но при измененном порядке следования фаз (в момент отключения электродвигателя 1 от сети муфта. 3 включается,- а при включении! на сеть муфта 3 снова отключается) .

В зоне Ill при неизменной отрицательной синхронной скорости вращения л

9 входного вала, скорость и выходного

4 вала уменьшается за счет увеличения скорости и, регулирующего вала. При этом, как в зоне ll, отсутствует перегрузка машины 4 постоянного тока.

В зоне 1 машина 4 постоянного тока в установившихся режимах работает двигателем. В частях зон 1! и II! от граничных значений скорости n = n

4 выходного вала до значений, соответствующих нулевому значению скорости и„>, машина 4 постоянного тока работает генератором, а в остальных частях зон Il u ll! — двигателем. Обращенне машины 4 в зонах II u il! осуществляется за счет измеяения направления ее вращения при знакоопределенном моменте на валу.

Достоверность работы устройства проверена расчетно-экспериментальными методами. Выполненный анализ свидетельствует, что с учетом квадратичной зависимости момента от скорости гребного вала и исходя из одинаковой загрузки машины постоянного тока в зоне 1 при граничных скоростях, а также в зонах II и !!I соответственно при наибольшей положительной и наибольшей отрицательной скорости выходного вала величина наибольшей нагрузки и, следовательно, установленная мощность машины постоянного тока не превышает примерно 20% от наибольшей мощности на винте.

Подруливающее устройство плавучего средства, содержащее электродвигатель переменного тока, подключенный к бортовой сети и механически связанный через угловую зубчатую передачу с гребным винтом регулируемого шага, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности работы устройства в режимах пуска электро" двигателя при высоких нагрузках, оно снабжено машиной постоянного тока и дифференциальным механизмом, содержа-щим водило, солнечную шестерню с регулирующим валом, сателлиты, эпицикл с выходным валом и муфту,при этом воцило связано с электродвигателем переменного тока, а выходной вал эпицикла

5 846402 6 и регулирующий вал солнечной шестерни вателя переменно-постоянного тока к через упомянутую муфту подключены к бортовой сети. машине постоянного тока, при этом эпи- Источники информации, цикл связан с угловой зубчатой пере- принятые во внимание при экспертизе дачей, а упомянутая машина постоянного 1. "Zosen", 1977, 2). У 12, с ° 30-31 тока подключена посредством преобразо- (прототип).

21

Ри2. 2

Ри2.

Составитель Б. Даньшин а Л .

Заказ 5356/28 Тираж 489 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035 Москва Ж-35 Раушская наб. д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4