Направляющее устройство тяговогоканата экскаватора
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
Х АВТОРСКОМУ СВИ ЕТЕЛЬСТВУ
Сееоз Советсаик
Сациалистичасмик
Реслублик, <>846655 (61) Дополнительное к аат. свид-ву (22) Заявлено 1Ц1079 (21) 2828053/29-03 с присоединением заявки йо (23) Приоритет (51)М. Кл 3
Е 02 F 3/48
Государственный комитет
СССР ио деяаи изобретений и открытий
Опубликовано 150781. Бюллетень М 2б (53) УДК 621. 879. . 34 (088. 8) Дата опубликования описания 15 0781 (72) Автор изобретения
A.È.3âåðåâ (71) Заявитель (54) НАПРАВЛЯЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО ТЯГОВОГО КАНАТА
ЭКСКАВАТОРА
Изобретение относится к экскаваз. о-. рам - драглайнам, в частности к устройствам для стабилизации положения канатов.
Известно направляющее устройство тягового каната экскаватора-драглайна, предназначенное для создания направления кан па от ковша на лебедку при их отклонении, содержащее два блока, установленные на оси в общей обойме, прикрепленной посредством цапф к кор.пусу машины по ее продольной оси (1 .
Известное направляющее устройство не имеет средстн успокоения его колебаний и может продолжать раскачивать- 1 ся после исключения причин, вызвавших колебания. Такие отклонения, при раскачивании устройства, возникающие например, в результате воздействия переменного натяжения в канатах, выэ- 2О ванного качкой ковша или неравно мерным продвижением ковша в забое, при навивке канатов возбуждают колебания, частота которых намного превышает колебания каната и .которые могут продолжаться значительное время после наступившей относительной стабилизации усилия натяжения канатов. . Применяеьив упоры с эащищакщими их накладками ограничивают поворот устройства лишь при значительном отклонении от положения равновесия и,не могут эффективно влиять на снижение махового момента и на гашение колебаний при меньшем отклонении. В условиях с неследящим режимом отклонения в направляющем устройстве возрастают динамические нагрузки, что приводит к повькаенному износу элементов устройства и каната на участках контакта.Известно также направляющее устройство тягового каната эксканатора, содержащее поворотную н гориэонатльной плоскости обойму с установленнам в ней на оси блоком (2) .
Цель изобретения — снижение износа элементов устройства н каната.
Эта цель достигается тем, что устройство снабжено жестко связанной с обоймой направляющим дугообраз ным элементом и контактирукщей с ним колодкой, имеющей шарнирно сняз анные с ней подпружиненные в ее сторону ры- чаги с амортиэ аторамн, взаимодействующнмк с обоймой посредством прикрепленных к ее боковым сторонам упоры, прн этом колодка связана с экскаватором.
На фиг. 1 — изображено направляю едее устройство, общий вид; на фиг. 2
:,сечение A-A на фнг. 1.
846655
Направлякщее устройство тягового каната содержит обойму 1 с осью 2 и блоком 3, наводку 4 и тормозной механизм. Последний имеет направлякщий дугообразный элемент 5, колодку 6, ва рычага 7 и 8, шарнирно связанные колодкой 4 амортизаторы 9 и 10, взаимодействующие с обоймой, и кожух
11. Обойма 1 посредством цапф 12 и
13 поворотно закреплена к корпусу машины, К обойме 1 с боков прикреплены два упора 14 и 15, а элемент 5 сзади, с которым контактирует колодка
6, прикрепленная вместе с рычагами
7 и 8 шарнирно посредством оси 16 к корпусу машины. Двуплечие рычаги 7 и 8 входят в паз колодки 6, а овальное15 отверстие в колодке под ось 16 обеспечивает ее свободу на оси. На рычагах
7 и 8 имеются выступы 17 и 18, между которыми натянута вспомогательная пружина 19, создающая небольшое усилие . 26 прижатия рычагами 7 и 8 колодки 6 к элементу 5, допстаточное для удер>кания колодки и рычагов от вибрирования.
Амортизаторы 9 и 10 при помощи болтов
20 и 21 закреплены на длинных плечах р» рычагов 7 и 8 и имеют а упорами 14 и 15 регулируемый болтами зазор. Болты 20 и 21 в рычагах 7 и 8 установлены с возможностью свободного осевого перемещения в отверстиях посредством навинченных на них гаек.Устройство работает следующим образом, При качании устройства с небольшим боковым отклонением от оси равновесия в пределах зазора упоры 14 и
15 не доходят до амортизаторов 9 и
10, а качание устройства происходит со скольжением колодки 6 по элементу
5 лишь при незначительном моменте,„ обусловленном вспомогательной пружи- 40 ной 19.
При возрастании отклонения направляющего устройства от оси упоры 14 и 15 получают воэможность воздействия на амортизаторы 9 или 10, а через них и на рычаги 7 или 8. При отклоне-, нии устройства по часовой стрелке от воздействия упора 14 на амортизатор 9 рычаг 7 оказывается под воздействием укаэанного упора и при перемещении своим коротким плечом прижимает колодку 6 к элементу 5 с усилием, сравниваюшимся со сжимающейся пружиной амортизатора, которое будет зависеть не только от величины отклонения обоймы 1 от оси равновесия, но и первоначального, заданного сжатием пружины. Поэтому с увеличением отклонения обойден 1 от положения равновесия тормозной момент тоже возрастает.
Обратное возвращение направляющего устройства, в сторону его равновесия,происходит с подтормаживанием до тех пор, пока пружина амортизатора
9 не возвратиться в исходное пложение..
При этом до тех пор, пока не освободится амортизатор 9 от упора 14, мо мент торможения также продолжает сравниваться с моментом сжатой пружины амортизатора, обеспечивая плавное торможение направляющего устройства.
Аналогично устройство работает и при отклонении в другую сторону.
Согласованное действие момента торможения с величиной отклонения обоймы устройства препятствует нарастанию частоты колебания, вызванного действием каната, и не нарушает следящего действия устройства при его работе.Это снижает нагрузки на поверхностях, контактигукщих с канатом,и уменьшает износ как самого каната, так и элементов устройства. i
Формула и з обр ет ения
Направляющее устройство тягового каната экскаватора, содержащее поворотную в горизонтальной плоскости обойму с установленным в ней на оси блоком, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с цепью снижения износа элементов устройства и каната, оно снабжено жестко связанной с обоймой направляющим дугообразным элементом и контактирукшей с ним колодкой, имеющей шарнирно связанные с ней подпружиненные рычаги с амортизаторами, установленные с возможностью взаимодействия с обоймой посредством прикрепленных к ее боковым сторонам упоров, при этом колодка связана с экскаватором, а
Источники и нформации, принятые во внимание при экспертизе
1. Егунов Р.П. и Рейт А.К Одноковшовые экскаваторы. М., "Наука", 1965, с. 170.
2. Авторское свидетельство СССР
:9 238415, кл. Е 02 F 9/14 1968 (прототип ), 846655
А-А гид
fS
Составитель Н. Тюленинов
Редактор Н. Горват Техред Ж. Кастелевич Корректор, С. @оман
Заказ 5391/40 . Тираж 693 Подписное
BHHHIIH Государственного коьмтета СССР о делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", r. ужгород, ул. Проектная, 4