Подшипниковый узел
Иллюстрации
Показать всеРеферат
© Il И C A Н И Е, 846841
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советскнк
Сощналнстнческнк
Республик
Ф
J (63 ) Дополнительное к авт. сеид-ву (22)Заявлено 11.04.79 (21) 2751276/25-27 с присоединением заявки № (23) Приоритет (51) М. Кл.
F 16 С 33/10
Госудерстееииый комитет
IIo делам иаобретеиий и открытий
Опубликовано 15.07.81 ° Бюллетень № 26 (53) УДК 621; .89(088.8) Дата опубликования описания 17 .07 . 81 (72) Авторы изобретения
В.А. Обухов и B.À. Терешонков (73 ) Заявитель (54) ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ
Изобретение относится к машиностроению и касается подшипниковых узлов с самосмазыванием.
Известен подшипниковый узел, содержащий корпус с маслоприемной камерой, охватывающей цапфу вала, вкладыш подшипника скольжения и установленный на валу маслоподающий диск, а также каналы для смазки, выполненные во вкладыше, диске и корпусе 3 13.
Однако диапазон применяемости данной конструкции подшипникового узла скольжения ограничен машинами со средней и высокой окружными скоростями вала при одном направлении вращения.
Цель изобретения — улучшение условий самосмазывания, повышение надежности и эксплуатационных характеристик, т.е. значительное расширение диапазона применяемости. как для тихоходных, так и для быстроходных машин.
Поставленная цель достигается тем, что.подшипниковый узел, содержащий корпус с маслоприемной камерой, охватывающей цапфу вала, вкладыш подшипника скольжения и установленный на валу маслоподающий диск, а также каналы для смазки, выполненные во вкладыше, диске и корпусе, снабжен дополнительным маслоподающим диском, жестко закрепленI0 ным на валу, размещенным между вкладышем. и основным диском и имеющим каналы для смазки, а основной маслоподающий диск установлен на
15 валу с зазором и снабжен подпружиненным стопором, при этом на о6ращенных друг к другу торцах корпуса, основного и дополнительного дисков выполнены с равномерно расположенными по окружности лопатками кольцевые выемки, образующие замкнутую кольцевую полость, соединенную через каналы для смазки с маслоприемной камерой корпуса. Кроме того
3 84 стопор может быть выполнен в виде подпружиненного вкладыша, размещенного в отверстии, выполненном в основном маслоподающем диске со стороны вала, а на валу выполнено ответное углубление.
На чертеже изображен подшипниковый узел .
Подшипниковый узел содержит корпус 1 с маслоприемной камерой 2.
Корпус 1 охватывает размещенные на валу 3 вкладыш 4 подшипника скольжения, жестко закрепленный мас" лоподающий диск 5, установленный с зазором на валу, плавающий маслоподающий диск 6. В плавающем диске
Ь выполнены каналы 7 для подачи смазки. На обращенных друг к другу сторонах корпуса 1 и дисков 5 и
6, выполнены кольцевые выемки 8 с равномерно расположенными по окружности выемок лопатками, образующие замкнутую кольцевую полость 9, которая соединена с маслоприемной камерой 2 посредством каналов 10.
Со стороны вала в плавающем диске 6 выполнено отверстие ll, в котором установлены стопорный вкладыш
12 и упругий элемент 13. В валу 3 под стопорным вкладышем имеется ответное углубление 14.
Подшипниковый узел работает1следующим образом.
В маслоприемную камеру 2 масло поступает из каналов 7 плавающего диска Ь под действием разности напоров масла на входе и выходе, обусловленных различными окружными скоростями входа и выхода. Замкнутая полость 9 заполняется маслом, которое поступает из маслоприемной камеры 2 по каналам
10 в корпусе 1, вкладыше 4 и жестко закрепленном диске 5.
Лопатки, расположенные в выемках
8 корпуса 1 и дисков 5 и 6 по окружности замкнутой кольцевой полости 9, образуют гидротрансформатор, рассчитанный на заданное передаточное число.
В предлагаемой конструкция гидротрансформатор используется как устройство для передачи меХанической энергии посредством жидкости от жестко закрепленного на валу диска - насос гидротрансформатора на плаваю щий диск — турбина гидротрансформатора с использованием части корпуса подшипникового узла как неподвижного реактивного элемента гидротрансфор6841 4 матора. Одновременно плавающий диск является напорным элементом насоса подшипникового узла, обеспечивающего циркуляцию смазывающей жидкости (масла) через подшипник и тем самым его самосмазывание.
Напорный элемент с использованием гидротрансформатора практически не изнашивается, бесшумен и обеспечи10 вает требуемые характеристики соответствующим выбором передаточного
1Úà числа (»= — t, ) и коэффициента трансЛ М2 ормации (K= — Ì
Мл
Гидротрансформатор обеспечивает
1S также возможность получения передаточного числа i r I (гидротрансформатормультипликатер). При этом, конечно, полагается, что частота вращения вала машины постоянна (или только
20 быстроходная машина,или только тихоходная). Принципиально возможно использование подшипникового узла предлагаемой конструкции и для машин с регулируемой в определенных пределах
2S частот вращения поскольку мощность, У требуемая для насоса подшипника, значительно меньше мощности самой машины. формула изобретения
1.Подшипниковый узел, содержа- щий корпус с маслоприемной камерой, охватывающей цапфу вала, вкладыш подшипника скольжения и установлен-: ный на валу маслоподающий диск, а также каналы для смазки, выполненные во вкладыше, диске и корпусе, отличающийся тем, что, с целью улучшения условий самосмазывания, повышения надежности и эксплуатационных характеристик, он снабжен дополнительным маслоподающим, диском, жестко закрепленным на валу, размещенным между вкладышем и основным диском и имеющим каналы для смазки, а основной маслоподающий диск установлен на валу с зазором и снабжен подпружиненным стопором, при этом на обращенных друг к другу торцах корпуса, основного и дополнительного дисков выполнены с равномерно расположенными по окружности лопатками кольцевые выемки, образующие замкнутую кольцевую полость, соединенную через каналы для смазки с маслоприемной камерой корпуса.
2. Узел по п. 1, о т л и ч а юшийся тем, что стопор выполнен в виде подпружиненного вкладыша, 5 размещенного в отверстии, выполненном в основном маслоподающем диске со стороны вала, а на валу выполнено ответное углубление.
84Ь841
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
У 523239, кл. F 16 и 33/IO, 1974. т P
Филиал ППП пПатент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4
Составитель Т. Хромова
Редактор И. Касарда Техред Н.Келушак Корректор:М. Пожо
Заказ 5434/52 Тираж 860 Подписное
ВНИИПИ Государственного. комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035 Москва Ж-35 Ра ская наб. д. 4/5