Предохранительная муфта

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Всесоюзный проектно-технологический институт энергетического (7! ) Заявитель машиностроения (54) ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНАЯ МУФТА

Изобретение относится к машино= строению и может быть использовано в механизмах, где необходимо компенсировать вредное влияние смещения осей соединяемых валов, требуется амортизация вибраций, толчков и ударов, обS. легчение пуска машины. Известна предохранитепьиая муфта, состоящая их двух полумуфт с радиально расположенными подпружиненными стопорами и регулировочного элемента, выполненного в виде конусного стерж. ня, запрессованного в осевое отверстие.внутренней полумуфты и воздействующего на пружины стопоров, через соответствующие сухари tl ), Недостатками известной муфтй являются сложность регулировки, сборки и монтажа, невозможность демпфировать динамические нагрузки в момент пуска 2 и при перегрузках, не превышающих предела срабатывания.

Наиболее близкой по технической сущности H достигаемому результату к

2 предлагаемой является предохранительная муфта, содержащая две концентрично размещенные пойумуфты и соединительные элементы, помещенные в сквозные отвер-. стия охватываемой полумуфты, регулировочнчю втулку, подвижную вдоль оси вращения, наружная поверхность которой выполнена конусной, а каждый соединительный элемент выполнен в виде двух прдпрузнненных юариков (2 ), Недостатками данной муфты явля,ются сложность регулировки, сборки и монтажа, значительные радиальные габариты, приводящие к увеличению маховОго момента, что ведет к снижению нагрузочной способности муфты. Кроме того, невозможность осуществления угловой компенсации и скачкообраэность срабатывания муфты вызываетудар- ные нагрузки на соединяемые валы.

Цель изобретения — расширение эксплуатациойных возможностей путем обеспечения угловой компенсации и плавности срабатывания.

846861

Формула изобретения

Укаэанная цель достигается тем, что у предохранительной муфты, со- держащей две полумуфты и соединительные элементы, помещенные в сквозные отверстия охватываемой полумуфты и цилиндрические пазы на внутренней поверхности охватывающей полумуфты, а также регулировочную втулку, подвижную вдоль оси вращения, внутренняя поверхность охватывающей роду- И} муфты выполнена конусной, а регулировочная втулка установлена на охватываемой полумуфте и выполнена с радиаПьm»mr каналами, в которых помещены соединительные тела, выполненные в виде 15 стержней со скругленными концами и пазами, расположенными в средней части в шахматном порядке.

На фиг.l изображена предлагаемая муфта, продольный разрез; на фиг.2 — 20 разрез А-А на фиг.).

Муфта содержит полуиуфту 1, имеющую внутреннюю коническую поверхность

2, на которой диаметрально расположены цилиндрические пазы 3. Полумуфта 4 со-25 единяется с регулировочной втулкой 5 шпонкой 6. Регулировочная втулка 5 имеет, по меньшей мере, один сквозной радиальный канал 7, в котором устанавливается стопор 8, представляющий 30 собой стержень с пазами 9, расположенными в средней части в шахматном порядке, перпендикулярными его оси. Благодаря наличию пазов 9, стержень 8 обладает демпфирующими свойствами. 35

Гайка 10 соединяющая полумуфты ) и 4, фиксируется контргайкой Il. Переиещение гайки )О относительно регулировочной втулки 5 ограничивается стопорным кольцом 12, установленным в пазу 13 40 втулки 5 °

Муфта работает следующим образом.

При вращении охватывающей полумуф" ты 1 происходит относительное смещение скругленных торцов стержня 8 по криволинейным поверхностям пазов 3 до тех пор, пока не будут равны момент, создаваемый силой трения торцами стержня 8, и момент сопротивления враще50 нию. Когда крутящий момент сопротивления вращения муфты превысит допустимую предварительно настроенную величину крутящего момента, стержень 8 несколько сожмется вдоль своей оси и выйдет .as пазов 3 на внутренней конической поверхности 2 наружной полумуфты 1, и избыточный крутящий момент передаваться не будет, ф

Настройка муфты производится вращением гайки 10, которая с помощью регулировочной .втулки 5 перемещает стержень 8 по лазам 3 конической поверхности 2, уменьшая или увеличивая предварительное сжатие упругой части 1 стержня 8, тем самым настраивая на нужный крутящий момент. Так как стержень 8 имеет возможность сжиматься во втулке 5 вдоль своей оси и имеет скругленные торцы, муфта может компенсировать значительные смещения осей .валов как радиалыя»е, так и угловые.

Кроме того, передача крутящего момента происходит плавно, по мере деформации стержня 8, т.е. муфта компенсирует ударные нагрузки в момент пуска.

Предлагаемая муфта конструктивно проста и удобна в обслуживании, позволяет выцолнять регулирование крутящего момента по месту при испытаниях без демонтажа и замены деталей, компенсирует see возможные отклонения соединительных валов при плавной передаче крутящего момента .в момент пуска. Кроме того, благодаря выраженной нелинейности характеристики, муфта хорошо сопротивляется возникновению вибраций и крутильных колебаний.

Предохранительная муфта, содержащая две концентрично размещенные полумуфты и соединительные элементы, помещенные в сквозные отверстия охватываемой полумуфты и цилиндрические пазы на внутренней поверхности охватывающей полумуфты,а также регулировочную втулку, о т л и ч а ю щ а яс я тем, что, с целью расширения эксплуатационных возможностей, внутренняя поверхность охватывающей полумуфты выполнена конусной, а регулировочная втулка установлена на охватываеиой полумуфте и выполнена с радиальными каналами, в которых помещены соединительные тела, выполненные в виде стержней со скругленныии концами и пазами, расположенныии в средней части в шахматном пррядке.

Источники информации, принятые .во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

)) 200369, кл. F 16 О 43/20, 1966.

2. Патент США )) 2 ° 342,540, кл. 64 - 29, 1944.

84686!

Составитель Г.Горшкова

Редактор М.Келемеш Техред А;Ач Ковректор М.Коста

Заказ 5436/53 Тираж 1006 Подписное

В!!ИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий !!3035, Москва, Ж-35, Раушская наб.,д.4/5

Филиал ППП "Патент", г.ужгород, ул.Проектная,4