Муфта сцепления
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советских
Социалистических
Республик
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
<11846864
\
"Ф (6l ) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 03. 10. 79 (21) 282361 1/25-27 с присоединением заявки М (5E)М. Кл.
F 16 0 13/42
Гесудлрстееилый кемитет
СССР (23) Приоритет
Опубликовано 15.07.8!. Бюллетень М 26 во делам иэебретеиий и открытии (53) УДК 621.825. .54 (088.8) Дата опубликования описания 25.07.81 (72) Авторы изобретения
H,М.Черкасов, Н.С.Бобровский и В.К.Скаргин
Липецкий ордена Ленина тракторный завод им. ХХ!Н съезда КПСС (7!) Заявитель (54) !ЧУФТА СЦЕПЛЕНИЯ
Изобретение относится к машиностроению, в частности для передачи вращения.
Известна муфта сцепления, содержащая маховик и взаимодействующий
5 с ним фрикционный диск !1!.
Недостатком такой муфты является большой вес и габариты.
Наиболее близкой по технической сущности и достигаемому результату к предлагаемой является муфта сцепле- .ния, содержащая смонтированный на маховике. через стойки кожух с отжимными рычагами и размещенный в нем и подпружиненный по оси нажимной диск„5 контактирующий с фрикционным диском (2 ).
Недостатком данной муфты является низкий срок службы и сложность обслуживания. 20
Цель изобретения — повышение срока службы и упрощение обслуживания.
Поставленная цель достигается тем, что муфта снабжена закрепленным на стойках опорным диском, следящими клиньями, закрепленными на нажимном диске параллельно его оси, сухарями; размещенными между, стойками и следящими клиньями, и подпружиненными фиксирующими клиньями, расположенными между опорным диском и кожухом, при этом последний выполнен подвижным по оси, а стойки — со скошенными лысками, сопрягаемыми с сухарями.
Кроме того, углы наклона скошенных лысок и следящих клиньев выполнены различными.
На фиг. 1 изображено предлагаемое сцепление, общий внд, разрез А-А на фиг. 2; на фиг. 2 — вид В на фиг. 1; на фиг. 3 — разрез В-В на фиг. 2; на фиг. 4 — то же, положение при изно-. шенных поверхностях трения муфты; на фиг. 5 — разрез Г-Г на фиг. 2; на фиг. 6 — схема кожуха отжимного рычага и нажимного диска в положениях новой и изношенной муфты; на фиг.7схема отжимного рычага в двух поло8468
64 меньшего и большего углов клиновых поверхйостей к котангенсу большего угла .» йЮ. с.й»»
O Ct,Rid
Эта зависимость определяется математически следующим образом: из подобия треугольников (см. фиг. 7)
АБС и FFC составляется пропорция
Муфта сцепления содержит фрикцион» ный ведомый диск 1, нажимной диск 2, S кожух 3 с установленными на нем отжимными рычагами 4 с упорным кольцом 5.
Кожух 3 смонтирован подвижно относительно маховика двигателя в осевом направлении на установленных на махо- 10 вике двигателя 6 стойках 7 и опорном диске 8. Опорный диск 8 жестко закреплен на маховике двигателя 6 посредством шпилек 9 и 10 через распорные втулки 1) и 12 гайкамнс>13. Между на- жимным диском 2 и кожухом 3 размещены нажимные пружины 14. Кожух 3 имеет механизм автоматического перемещения и фиксации, который состоит из стоек 7 со скошенными лысками (кли 2О новыми поверхностями) 15; следящих клиньев 16, каждый из которых на одном конце со стороны нажимного диска 2 имеет регулируемый упор 17, регулировка которого служит для исключения погрешности изготовления механизма автоматического перемещения при его монтаже, а второй конец следящего клина, имеющий -клиновую поверхность 18, размещен в отвер- ЗО стии кожуха 3, параллельном оси муфты и поджат пружиной 19 к контактирующей клиновой поверхности сухаря
20, размещенного в отверстии кожуха
3, которое пересекается с отверстиями, выполненными в кожухе 3 для стой-« ки 7 и следящего клина 16. Сухарь
20 установлен между клиновыми поверхностями 15 стойки 7 и клиновыми поверх ностями 18 следящего клина lb. Между 40 опорным диском 8 и кожухом 3 размещены фиксирующие клинья 21, поджатые пружиной 22. -д „д а доткуда g k ctg+U жениях; на фиг. 8 — схема, поясняющая перемещение кожуха и нажимного диска.
Для полного исключения регулировки зазора 8 между опорными поверхностями отжимных рычагов 4 и поверхностью выжимного подшипника отводки
23 углы клиновых поверхностей 15 стоек 7 и поверхностей 18 следящих клиньев 16 и соответственно, контактирующих с ними клиновых поверхностей сухарей 20 выполнены различ.ными. Величина углов зависит от передаточного числа плеч отжимных рыSS чагов 4 и определяется,из равенства отношения плеч отжимного рычага 4 и отношения разности котангенсов д а+а Т1 Ж а из ЬЕРС и ЛАДЕ составляется пропорция отк а . С1 ?-д — — (2.)
5 где с1Я вЂ” передаточное отношение нажимного рычага; а и б — плечи отжнмного рычага; г — расстояние, равное перемещению нажимного диска до полного износа трущихся поверхностей; д — расстояние, равное перемещению кожуха.
На фиг. 8 1 — величина поперечного перемещения сухаря 20 (фиг. 3 и 4).
Иэ прямоугольных треугольников на фиг. 8 определяем отношения
= Gtg» ; + = СА У*„о = К - С Я о1. И г1с ctg .1
Подставив в пропорцию (2) значения r и д, выраженные через котангенс, получим
С
С, У а
Например, если соотношение плеч нажимного рычага составляет 1:4, ro, задавшись углом клиновой поверхности стойки g -12, по выше прио веденной формуле (пропорции) находим угол клиновой поверхности следящего клина и, соответственно, сухаря с1 Ы с ф12 =4ctg с в-4сфд.Ц Ctg 41 +ф01Я 12 =+Сфдо1
846864
CeQ 1,Ео.+ 4 С-Ей,) 20
Подставив значение котангенса )2=
=4,705, получим
5,88 ) - gt,g ñ î о) о Ро .)
Углы клиновых поверхностей принимаются самотормозящими.
В процессе работы муфты происходит износ поверхностей трения. Нажимной диск 2 под действием сил нажимных пружин 14 перемещается к маховику двигателя 6 и посредством упора 17 вытягивает следящий клин
16 из отверстия кожуха 3. При включении муфты сцепления выжимной подшипник 23 через упорное кольцо 5 давит на опорные поверхности отжимных рычагов 4, которые передают усилие отжимного подшипника через оси 24, вилки 25 и регулировочные гайки 26 и перемещают кожух 3 в сторону маховика двигателя 6. В это время кожух
3 перемещает сухарь 20 по клиновой поверхности 15 стойки в сторону следя щего клина 16 до упора в него, при этом кожух переместится на величину, меньшую величины износа трущихся поверхностей. В то же время под действием пружин 22 и центробежных сил, возникающих при вращении муфты, фиксирующие клинья 21 перемещаются от центра муфты к периферии и заполняют образовавшийся зазор между кожухом 3 и опорным диском 8, тем самым фиксируя кожух 3 в перемещенном положении.
При заклиненном кожухе 3 и дальнейшем перемещении выжимного подшипника 23 нажимной диск 2 перемещается от ведомого фрикционного диска 1, и муфта сцепления выключается.
При выполнении клиновых поверхностей 15 стоек 7, поверхности 18 клиньев 16 и поверхностей сухарей
20 различными по вышеуказанной зависимости (см. формулу}, механизм автоматического перемещения и фиксации будет работать вышеописанным образом, при этом перемещение кожуха 3 в сторону маховика 6 происходит на меньшую величину чем перемещение нажимного диска 2. При такой величине перемещения кожуха обеспечивается постоянное положение опорных поверхностей отжимных рычагов 4, т.е. сохраняется неизменным зазор ф фиг. 1 и незначительно изменяется коэффициент запаса сцепления.
5 В связи с тем, что кожух выполнен автоматически перемещающимся в сторону маховика двигателя при износе поверхностей трения муфты сцепления, коэффициент запаса сцепления остается почти стабильным на весь срок службы муфты, что не позволяет прогрессировать износу. В результате этого срок службы предлагаемой муфты значительно возрастает. Появляется возможность устанавливать увеличенной толщины фрикционные накладки, что также повышает долговечность муфты в несколько раз и отпадает надобность в регулировке зазоров (техуходе), т.е. в предлагаемой муфте долговечность возрастает во много раз по сравнению с известными муфтами и упрощается техобслуживание.
25 .Формула изобретения
1. Муфта сцепления, содержащая смонтированный на маховике через стой30, : ки кожух с отжимными рычагами, размещенный в нем и подпружиненный по оси нажимной диск, контактирующий с фрикционным диском, о т л и ч а ю щ а— я с я тем, что, с целью повышения срока службы и упрощения обслуживания, она снабжена закрепленным на стойках опорным диском, следящими клиньями, закрепленными на нажимном дис40 ке параллельно его,оси сухарями размеУ э щенными между стойками и следящими клиньями, и подпружиненными фиксирующими клиньями, расположенными между опорным диском и кожухом, при этом последний выполнен подвижным по оси, 45 а стоики — со скошенными лысками, .сопрягаемыми с сухарями.
2. Муфта по п. 1, о т л и ч а— ю щ а .я с я тем, что углы наклона скошенных лисок стоек и следящих клиньев выполнены различными.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. авторское свидетельство СССР.
)) 110611, кл. F 16 0 )3/70, 1957.
2. Авторское свидетельство СССР
У 489887, кл. F 16 0 !3/42, 1974 ,(прототип).
846864 фее,7 фие.8
Составитель И.Яцунов
Техред Т. Маточка . .Корректор М.Кос а
Редактор И.Келемеж
Заказ 5436 53 Тираж i006 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, .4