Упруго-центробежная муфта
Иллюстрации
Показать всеРеферат
О П И С А Н И Е ()846868
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик (61) Дополнительное к авт. свнд-ву (22) Заявлено 12.04. 79 (21) 2753760/25-27 (5I)M. Кд. с присоединением заявки Рй (23 ) П ри ори тет .
F 16 0 43/14
Государственный комитет по делам изобретений и открытий
Опубликовано15.07.81. Бнтллетень Ле 26
Дата опубликования описания 25, 07. 81 (53) УД К 62-8 25. .7(088.8) (72) Авторы изобретения
А.-П.К.Каволелис, Б.П.Спруогис, Л.А.Зубавич
Вильнюсский инженерно-строительный институт (7l) Заявитель (54) УПРУГО-ЦЕНТРОБЕЖНАЯ МУФТА
Изобретение относится к машиностроению и приборостроению, в частности к упругодинамическим муфтам, и может быть использовано во всех областях народного хозяйства для соединения
5 валов с целью передачи крутящего момента в машинах и механизмах, а также компенсации несоосностей соединяемых валов и демпфирования возникающих при этом колебаний и динамических нагрузок.
Известна упруго-центробежная муфта, содержащая ведомую и ведущую полумуфты, соединенные между собой упругим кольцом, каждая из которых содержит радиально и симметрично расположенные, по крайней мере, два поводка, а также симметрично установленные на упругом Кольце центробежные грузы 1 .
Однако данная муфта не обладает компенсирующими и димпфирующими свойствами, при небольших частотах вращения она неработоспособна, крупнога-. баритная при больших частотах вращения, слишком чувствительная при изменении частоты вращения.:
Цель изобретения — повышение надежности работы муфты.
Поставленная цель достигается тем, что упруго-центробежная муфта, содержащая ведомую и ведущую полумуфты, соединенные между собой упругим кольцом, каждая из которых содержит радиальтто и симметрично расположенные, по крайней мере, два поводка, а также симметрично установленные на упругом кольце -центробежные прузы, снабжена шестернями-сателлитамит эксцентрично установленными на каждом из.концов поводков ведущей полумуфты, на каждом из концов поводков ведомой полумуфты выполнены ради альные продольные пазы, а центробеж- ные грузы выполнены с выступами вдоль оси муфты и помещены в упомянутых пазах поводков ведомой полумуфты, при этом на внутренней поверхности упругого кольца выполнены зубья, 10
30
3 84 находящиеся в зацеплении с зубьями шестерен-сателлитов..
На фиг. 1 представлена предлагаемая муфта, общий вид; на фиг. 2— разрез А-А на фиг, 1.
Ведущая полумуфта выполнена в виде ступицы 1 с диаметрально радиально противоположно направленными хво. стовиками 2 и 3 с отверстиями, исполняющими роль водила, на которых при помощи осей 4, расположенных параллельно оси вращения, закреплены эксцентричные зубчатые шестерни-сателлиты 5. Ведомая полумуфта состоит из ступицы 6 с диаметрально радиально противоположно направлеными хвостовиками 7 и 8 с пазами 9. Соединение полумуфт осуществляется при.помощи упругого кольца 10 с внутренним зубчатым венцом 11, находящимся в зацеплении, с одной стороны, с эксцентрич- ными зубчатыми шестернями-сателлитами 5 ведущей полумуфты а, с другой стороны, на упругом кольце 10 крепятся скобы .1-2, выполняющие роль центробежных грузов, в которых вмонтируются пальцы 13 входящие в пазы
9 хвостовиков 7 и 8 ведомой полУмуфты. Скобы 12 зажимаются шайбами
l4 и болтами 15.
Работа муфты осуществляется следующим образом, В статическом положении и при вращении без нагрузки угол с между осями хвостовиков 2 и 3 водила ведущей полумуфты и хвостовиков 7 и 8 ведомой полумуфты равен 90
Под действием крутящего момента и при определенной частоте вращения ведущей полумуфты в указанном направлении шестерни-сателлиты 5 поворвчиваются увеличивая угол Й, за счет деформации упругого кольца 10 с внутренним зубчатым венцом 11. Увеличение частоты вращения сопровождается увеличением центробежных сил масс упругого кольца 10 и скоб 12, пальцев 13 и крепежных деталей, совместно выполняющих роль центробежных грузов. Эти силы препятствуют увеличению угла деформации муфты. Крутящий момент е ведущей полумуфты на ведомую передается за счет сил деформации
6868 4 упругого кольца 1О и центробежных сил кольца и центробежных грузов. Таким образом, при установившемся режиме (определенной крутящей нагрузке и частоте вращения) работы муфты, между крутящей нагрузкой, силами деформации и центробежными силами упругого кольца 10 и грузов устанавливается динамическое равновесие, определяемое углом деформации муфты. Центробежная сила вносит элемент самонастройки (иезависимость от оборотов) и гироскопическую связанность полумуфт и является причиной повышенных антивибрационных свойств муфты. Наличие соединяющего полумуф- ты упругого кольца с внутренним зубчатым венцом, растягиваемого при закручивании муфты, улучшаег компенсирующие и демпфирующие свойства муфты, обеспечивает работоспособность муфты при любых частотах вращения и усовершенствует конструкцию и компактность муфты.
Формула изобретения
Упруго-центробежная муфта, содержащая ведомую и ведущую полумуфты, соединенные между собой упругим коль-. цом, каждая из которых содержит радиально и симметрично расположенные. по крайней иере, два поводка, а также симметрично установленные на упругом кольце центробежные грузы, о т— л и ч а ю щ а я с я тем, что, с цепью повышения надежности работы, она снабжена шестернями сателлитами, эксцентрично устайовленными на каждом as концов поводков ведущей пояумуфты, на каждом из концов поводков ведомой полумуфты выполнены радиальные продольные пазы, а центробежные грузы выполнены с выступами вдоль оси муфты и помещены в упомянутых пазах поводков ведомой полумуфты, при этом на внутренней поверхности упругого кольца выполнены зубья, находящиеся в зацеплении с зубьями шестерен-сателлитов.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
). Авторское свидетельство СССР
Р 252773, кл. F 16 0 43/14, 1968.