Шариковая предохранительная муфта
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
Союз Советских
Социалистических
Республик
PQ
К АЗТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 161079 (21) 2828429/25 -27 (51) М. КЛ.
F 16 0 43/20 с присоединением заявки ¹ (23) Приоритет
Государственный комитет
СССР яо дедам изобретений и открытий
Опубликовано 150781. Бюллетень Н9 26 (53) УДК 621. 825. 5 (088. 8) Дата опубликования описания 1507.81 (72) Авторы изобретения
О.А.Кравцов, .В.A.Ïåòóõîâ, А.в.флисфедер и Н.И.Штульман
- > 1
j
Одесское специальное конструкторское бюро прецизионных станков (71) Заявитель (54 ) ШАРИКОВАЯ ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНАЯ МУФТА
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в узлах машин для обеспечения безза.-. зорной передачи крутящего момента.
Известна шариковая предохрани" тельная муфта, содержащая ведомую и ведущую полумуфты, соединенные тела" ми качения и подпружиненными толкателями, смонтированными в ведущей пслумуфте и поджимающими тела качения 1Q.
Наиболее близкой по технической сущности и достигаемому результату к предлагаемой является шариковая предохранительная муфта, содержащая 1S ведомую и ведущую полумуфты, закрепленные на валах и соединенные телами качения. Ведомая полумуфта снаб.жена радиальными кулачками, входящими в продольные .пазы, выполненные 20 во фланце ведущей полумуфты.ИНа ступице ведомой полумуфты установлена перемещающаяся в осевом направлении подпружиненная втулка, взаимодействукшая с толкателями тел качения 2 .
Однако указанные муфты не обеспечивают беззазорной передачи крутящего момента из-за наличия зазора в отверстиях, в которых расположены толкатели, так как до возникновения 30
2 перегрузок имеют место колебания ведомой полумуфты относительно веду-; щей. Кроме того, известные муфты не обеспечивают возможность компенсации поперечных и угловых смещений.
Цель изобретения — повышение надежности муфты и обеспечение возможности компенсации поперечных.и угло вых смещений соединяеваях валов.
Указанная цель достигается тем, что шариковая предохранительная муфта, содержащая ведомую и ведущую полумуфты, соединенные телами качения, и толкатели, подпружиненные через втулку к телам качения, снабжена набором колец, расположенных между ведущей полумуфтой и толкателями, каждый из которых установлен на роликах, выполнен.нз двух частей, соединенных с возможностью поперечного перемещения относительно ведомой полумуфты, ы снабжен шариками, рас-. положенными между частями толкателя, втулкой и одним из колец, а тела качения размещены в другом кольце и ведущей полумуфте.
На фиг. 1 показана в разрезв пред-. лагаемая муфта, общий вид, на фиг.2 разрез A-A на фиг. 1; на фиг. 33
846872
Формула изобретения
16
5 17 разрез Б-Б на фиг. 1; на фиг. 4 разрез В-В на фиг. 3.
Шариковая предохранительная муфта содержит ведущую полумуфту 1 и ведо- мую полумуфту 2, жестко закрепленные на валах .клеммными зажимами 3 и
4 кожух 5, навинченный на полумуфту
1, упорный шарикоподшипник б, подпружиненную втулку 7 и тела качения — шарики 8. Полумуфта 1 снабжена набором колец, включающие два кольца 9 и утолщенное кольцо 10. Каждый толкатель установлен на роликах
11 и выполнен из двух частей, одна
12 из которых — с пазом, а другая
13 — соответственно с выступом. Части 12 и 13 толкателя соединены с возможностью поперечного перемещения относительно муфты под воздействием шариков 8. Составные части 12 и 13 толкателя через шарики 8 с одной стороны контактируют с лунками в/ кольце 9 набора колец, а с другой с лунками втулки 7. Набор колец 9 и 10 контактирует также с шариками
8, размещенными в лунках полумуфты
1. В кольцах 9 лунки выполнены с противоположных сторон накрест с углом меньшим угла лунок полумуфты 1.
Втулка 7 установлена на ступице полумуфты 2 с возможностью осевого перемещения и упирается в пружину
14, которая упирается в кольцо 15, расположенное на упорном шарикоподшипнике б. С другой стороны шарикоподшипника б размещено кольцо 16, установленное в кожухе 5. Кожух 5 зафиксирован винтом 17. 35
Муфта работает следующим образом.
До возникновения перегрузок под усилием пружины 14 через втулку 7, шарики 8 и кольца 9 и 10 происходит расклинивание частей 12 и 13 толка- 40 телей. Последние через ролики 11 контактируют с полумуфтой 2. Этим обеспечивается беэзазорное соедикение полумуфт 1 и 2. При возникновении перегрузки на муфте шарики 8 выходят из лунок полумуфты 1, так как угол лунок полумуфты больше, чем угол лунок колец. При этом происходит проскальзывание упомянутой полумуфты 1 и одновременно перемещение толкателей вдоль пазов полумуфты 2. Перемещение толкателей вызывает деформацию пружины 14. Усилие пружины 14 регулируется навинчиванием кожуха 5 на резьбу полумуфты 1.
Кожух 5 обеспечивает замыкание уси-. лия пружины непосредственно внутри муфты без осевого воздействия на соединеняемые валы.
Шариковая предохранительная муфта содержащая ведомую и ведущую полумуфты, соединенные телами качения, и толкатели, подпружиненные через втулку к телам качения, о т л и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения надежности и обеспечения возможности компенсации поперечных и угловых смещений соединяемых валов, она снабжена набором колец, расположенных между ведущей полумуфтой и толкателями, каждый из которых установлен на роликах, выполнен из двух частей, соединенных с возможностью поперечного перемещения относительно ведомой полумуфты, и снабжен шариками, расположенными между частями толкателя, втулкой и одним из колец, а тела качения размещены в другом кольце и ведущей полумуфте.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
9556264, кл. F 16 0 7/06, 1977.
2. Авторское свидетельство СССР
9181915, кл. F 16 0 43/20, 1969.
g 1
846872
Фиг. 3
Составитель В.Холодкова
Техред З.фанта Корректор С.й(омак
Редактор М.Келемеш
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4 Заказ 5445/54 Тираж 1006 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35; Раушская наб., д..4/5