Способ контроля кинематической точ-ности зубчатых колес

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

ОПИСАНИЕ „„846990

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 05.10.79 (21) 2825877/25-28 (51) М. Кл. с присоединением заявки №вЂ”

G01В520

Всударстееинмй комитет (23) Приоритет—

Опубликовано 15.07.81. Бюллетень № 26

Дата опубликования описания 25.07.81 (53) УДК 531.717. .2:621.833 (088.8) по делам изобретений и еткрмтий (72) Автор изобретения

В. В. Василевский (71) Заявитель (54) СПОСОБ КОНТРОЛЯ КИНЕМАТИЧЕСКОй

ТОЧНОСТИ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС

Изобретение относится к контролю в машиностроении, а именно к контролю зубчатых колес.

Известны способы для контроля кинематической точности зубчатых колес, заключающиеся в том, что последовательно измерительный щуп вводится в сопряжение с одноименными профилями зубьев, правыми или левыми, определяют отклонения угловых положений точек профилей, находящихся на одной окружности от их номинального положения по отношению к начальной точке отсчета, и по этим отклонениям судят о кинематической точности зубчатого колеса (!).

Недостатками этих способов являются их трудоемкость, невозможность непосредственного (прямого) контроля кинематической точности блока зубчатых колес, так как известные способы не предусматривают участие в контроле одновременно двух зубчатых колес:, при раздельном измерении кинематической погрешности двух зубчатых колес блока с последующим суммированием результатов измерения,тогрешиость !l=,мерения будет большей величины, чем и )l! прямом контроле

Наиболее близким к изобретению по техническому решению и достигаемому результату является способ, предназначенный для контроля кинематической точности зубчатых колес с использованием прибора с упорным и измерительным шупами, заключающийся в том, что упорный щуп вводят в контакт с профилем одного зуба, а измерительный щуп — с одноименным профилем диаметрально расположенного зуба, последовательно измеряют дуговые расстояния между одноименными профилями двух других последующих зубьев и по разности дуговых расстояний судят о кинематической погрешности зубчатого колеса (2).

Однако данный способ не позволяет производить контроль двух зубчатых колес, на< ходящихся в блоке.

Цель изобретения — контроль точности блока, состоящего из двух зубчатых колес.

Указанная цель достигается тем, что зубчатые колеса взаимно разворачивают íà оправке на 180 по отношению к положению, 20 в котором они совместно обрабатывались, фиксируют это положение, а затем вводят упорный щуп в контакт с профилем зуба одного колеса, а измерительный щуп — в

846990 контакт с профилем зуба другого колеса блока.

На фиг. 1 изображена схема контроля кинематической точности блока зубчатых колес предлагаемым способом; на фиг. 2 сплошной линией изображен график F(f>) 5 кинематической погрешности блока зубчатых колес, построенный по результатам прямого измерения дискретных значений этой величины.

Пунктирными линиями изображены графики кинема ических погрешностей, имеющихся у зубчатых колес, р — угол поворота мерительной оправки блока, Ь|р — погрешность угла поворота оправки.

Устройство содержит зубчатое колесо 1 блока, второе зубчатое колесо 2 блока, мерительную оправку 3, упорный щуп 4, измерительный щуп 5, измерительный прибор 6.

При контроле кинематической точности блока по описанному способу его зубчатые колеса 1 и 2 неподвижно устанавливают на мерительной оправке 3 с взаимным разво- 2О ротом на угол 180 по отношению к их взаимному положению, при котором они совместно обрабатывались (нарезались зубья) .

Упорный щуп 4 вводят в сопряжение с зубьями зубчатого колеса 1, а измерительный щуп 5 — с зубьями зубчатого колеса 2. Конструкция щупов может быть различной. В процессе контроля на измерительный щуп 5 одновременно передаются два перемещения от неточности зубчатых колес, суммарный результат которых фиксируется прибором 6, 30 имеющим масштаб шкалы Мl:2. Первое перемещение — от кинематической погрешности зубчатого колеса 1 (график f ), второе— от кинематической погрешности зубчатого колеса 2 (график fq). Так как погрешности зубчатых колес 1 и 2 в одноименных точках сдвинуты по фазе на 180, то в точках взаимодействия профилей с измерительным и упорным щупами 4 и 5 эти погрешности находятся в одной фазе и поэтому вызывают взаимно противоположные перемещения из- 4р мерительного щупа 5, т. е. взаимно вычитаются. Деление результатов текущих значений измеряемой погрешности пополам производится автоматически за счет применения шкалы измерительного прибора 6 с масштабом М 12. 45

Если погрешности зубчатых колес 1 и 2 блока равны по амплитуде и сдвинуты по фазе на угол, равный 180, то измерительный прибор показывает нулевое.значение кинематической погрешности блока. Это значит, что эти погрешности независимо от их величины при работе передачи взаимно компенсируются и не вызывают погрешности углового перемещения вала (не показано).

Если эти условия не выдержаны, то измерительный прибор 6 фиксирует погрешность, которая влияет на кинематическую точность при работе блока в передаче.

Применение изобретения, его новой методики контроля кинематической точности блоков зубчатых колес, позволяет сократить время проведения контроля более, чем в пять раз. Кроме того, повышается качество контроля, его точность за счет устранения погрешностей промежуточных измерений и исключения возможной ошибки при вычислениях текущих значений погрешности блока.

Формула изобретения

Способ контроля кинематической точности зубчатых колес с использованием прибора с упорным и измерительным щупами, заключающийся в том, что упорный щуп вводят в контакт с профилем одного зуба, а измерительный щуп — с одноименным профилем диаметрально расположенного зуба, последовательно измеряют дуговые расстояния между одноименными профилями двух других последующих зубьев и по разности дуговых расстояний судят о кинематической погрешности, отличающийся тем, что, с целью контроля точности блока из двух зубчатых колес, зубчатые колеса разворачивают на оправке на 180 по отношению к положению, в котором они совместно обрабатывались, фиксируют это положение, а затем вводят упорный щуп в контакт с профилем зуба одного колеса, а измерительный щуп — в контакт с профилем зуба другого колеса блока.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

l. Авторское свидетельство СССР № 211110, кл. G OI В 5/20, 1965.

2. Тайц Б. И. Точность и контроль зубчатых колес. М., Машгиз, 1972, с. 446 — 447 (прототип).

846990

Составитель Л. Кениг

Редактор Н. Ромжа Техред А. Бойкас Корректор М. Коста

Заказ 5460/59 Тираж 642 Подписное.

ВНИИ ПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

1 l 3035, Москва, )К вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», r. Ужгород, ул. Проектная, 4