Закрытый асинхронный электродвигатель

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советски н

Сецивлистическин

Респубпик

О П И С А Н И Е (847442

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (5l)M. Кл. (22)Заявлено 17,07.79(21) 2798023/24-07 с присоединением заявки № (23)Ириоритетс

Н 02 К 3/06

Н 02 К 9/04

Гввударстеааб квмнтет

СССР вв ленам нэебрвтеннй н втнрнтнй

Опубликовано 15.07.81- Бюллетень ¹26 (53) УД К 621.313. . 713(088.8) Дата опубликования описания 15 .07 .81. у

У

/

Д.Н. Балашов и О. Н. Перфенович:: с .!

t (72) Авторы изобретения

Могилевский машиностроительный институт (71) Заявитель (54) ЗАКРЫТЫЙ АСИНХРОННЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ

Изобретение относится к электро- машиностроению, а более конкретно к конструкции закрытых асинхронных электродвигателей с непосредственно охлаждаемой окружающей электродвигатель средой частью стержневой обS мотки ротора.

Известны асинхронные электрические машины закрытого исполнения, в которых используется концентрация

1О части потерь стержневой обмотки ротора в зоне между подшипниками, щитом и пакетом ротора с целью улучшения условий охлаждения обмотки ротора (11.

Однако в виду того, что теплоотвод 5 от части обмотки ротора, находящейся у подшипникового щита, осуществляется нагретым воздухом, находящимся внутри электродвигателя, эффективность охлаждения обмотки ротора недостаточ- 1 но высока.

Наиболее близкой по технической сущности к изобретению является электрическая машина, имеющая стержневую с

2 обмотку в роторе, часть которой располагается за подшипниковым щитом и непосредственно охлаждается внешней средой, окружающей машину (21.

Однако такая конструкция электрической машины в случае использования подшипников качения может быть осуществлена при условии, что стержни обмотки ротора проходят под внутренним кольцом подшипника, а это приводит к необходимости увеличения габарита поднвтпника, расположенного в этой части электродвигателя. Это влечет за собсй ухудшение ряда параметров, характеризующих работу электрической машины, но, главным образом, возрастает уровень вибраций электродвигателя.

Цель изобретения — уменьшение габарита подшипника, расположенного со стороны непосредственно охлаждаемой части обмотки ротора.

Указанная цель достигается тем, что в известной электрической машине под3 84744 шипники качения, расположенные с обеих сторон электродвигателя, имеют одинаковые габариты благодаря тому, что часть обмотки ротора, непосредственно охлажцаемая средой, располагается в свободном пространстве внутри электродвигателя. Это пространство, с одной стороны, ограничено подшипниковым щитом с отверстиями для прохода окружающей среды, а с другой сто" 10 роны — перегородкой, отделяющей статор от окружающей среды.

Такая конструкция электродвигателя позволяет сохранить закрытое исполнение внутренней части (статора) машины 15 и обеспечить охлаждение окружающей, средой части обмотки ротора посредством отверстий в подшипниковом щите.

При этом часть обмотки ротора, непосредственно охлаждаемая окружающей 20 средой, не выносится за подшипниковый щит, что делает возможным значительно уменьшить габарит подшипника с этой стороны электродвигателя.

Для интенсификации теплоотвода с 2s непосредственно охлажцаемой части обмотки ротора ее стержни выполняются в виде лопаток, чтобы обеспечить принудительное прохождение охлаждающей среды через отверстия в подшип- 30 никовом щите.

Форма, расположение, размеры и число отверстий в подшипниковом щите принципиально могут быть любыми. В каждом конкретном случае для предла- 35 гаемой конструкции электродвигателя они должны выбираться иэ условия обеспечения необходимого расхода охааждающей среды при соблюдении требований к уровню шума, жесткости конст- 40 рукции и других.

На чертеже схематически изображен

1 предлагаемый закрытый асинхронный электродвигатель, поперечный разрез.

Электродвигатель содержит ротор 45 со стержневой обмоткой 2, часть которой расположена в пространстве, ограниченном, с одной стороны, подшипниковым щитом 3 с отверстиями 4, а с другой стороны — перегородкой, еос- 0 таящей из кольца 5 и втулки 6.

Втулка 6 имеет цилиндрическую форму, изготавливается из электроиэоляционного материала и насаживается на выступающую часть стержней 2. Втулка

6 расположена так, что одним концом упирается в пакет ротора 1, а участок поверхности у второго конца располагается под внутренним отверстием кольца 5.

Между внутренним отверстием кольца

5 и внешним диаметром втулки 6 имеется зазор, величина которого выбирается из условия обеспечения работоспособности и сохранения закрытого ис-, полнения машины. В необходимых случаях в зазор может быть введена уплотняющая прокладка.

В рабочем состоянии при вращении ротора окружающая среда проходит через отверстия 4 в подшипниковом щите

3 и осуществляет отвод теппа от стержней 2 ротора 1.

В двигателе предпагаемой конструкции снижается габарит подшипника, находящегося со стороны непосредственно охлаждаемой части обмотки ротора, что снижает уровень вибраций, а также несколько уменьшает шум, вес, момент инерции ротора, позволяет использовать с обеих сторон одинаковые подшипники.

Уровень вибраций подшипника снижается примерно на 1-2 дБ на каждые

5 мм уменьшения внутреннего диаметра.

Электродвигатель предлагаемой конструкции может быть создан на базе двигателей еднной серии в виде модификации основного исполнения дпя целей параметрического регулирования скорости, причем отличие от серийного электродвигателя заключается в конструкции обмотки и вала ротора, подшипникового щита со стороны рабочего конца вала и перегородки.

Предлагаемое техническое решение позволяет уменьшить подшипниковый шум и момент инерции ротора, повысить степень унификации элементов конструкции и снизить массу электродвигателя.

Формула изобретения

Закрытый асинхронный электродвигатель, содержащий статор в корпусе с подшипниковым щитом и с отверстиями для входа и выхода охлаждающего агента, установленный в подшипниках качения, ротор со стержневой обмоткой, имеющей с одной стороны охпаждаемую выступающую часть, расположенную в зоне между упомянутыми отверстиями, отличающийся тем, что, с целью повышения эксплуатационной б 2

Редактор С. Тимохина Техред А. Савка Корректор ВаБутяга

Заказ 5518/8 Тираж 730 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП Патент", г. Уигорол, ул. Проеатнаа, 4

5 847 44 надежности, он снабжен установленной о на выступающей части обмотки втулкой и сопряженной с зазором с упомянутой втулкой кольцевой перегородкой, выступающая часть обмотки расположена мел » ду подпйнниковым. щитом и кольцевой перегородкой, а подшипники имеют одинаковые габариты.

2 4

Источники информации, принятые BO внимание при 9KcIIepTHse

). Патент Франции t 2133887, кл. Н 02 К 3/00, 1973.

2. Авторское свидетельство СССР

Ф 625287 ° кл. Н 02 К 3/06 1очс

jo