Закрытая обдуваемая электрическая ма-шина c испарительным охлаждением
Иллюстрации
Показать всеРеферат
(72) Автор иэобретеии я 1
s .
° с
А. Н. Кравченко
М огилевскяй машиностроительный институт (72) Заявитель (54) ЗАКРЫГАЯ ОБДУВАЕМАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ
МАШИНА С ИСПАРИТЕЛЬНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ
Изобретение относится к электротехнике, к разделу электрических машин с испарительным охлаждением.
Известны электрические машины, у которых полый вал выполнен в виде тепловой
5 трубы, а его конец — в виде одной детали с вентилятором-радиатором, неподвижно закрепленным на валу PL).
Наиболее близким к предлагаемой являются электрические машины с. испари10 тельным охлаждением, содержащие под нипниковый шит и ротор, включающий полый вал, тепловую трубу с концом, располсюкенным за подшицниковым шитом, и рвдиатарвентилятор, закрепленный на конце тепловой трубы. В полость вала помещена тепЭ ловая труба с небольшим количеством жидкости-теплоносителя и приводимая во вращение независимым валом. Между полостью вала и наружными стенками трубы оставлен зазор. Конец трубы, расположенный за подшипниковым шитом, снабжен оребренны м радиатором-вентилятором, неподвижно закрепленным на трубе. При
2 работе двигателя тепло от ротора через зазор передается стенкам вращающейся тепловой трубы в валу. Находящаяся в трубе жидкость испаряется, забирая тепло
Пар переносится в охлаждаемый участок трубы, где конденсируется, отдавая тепло стенкам. Через. стенки тепло передается наружному радиатору-вентилятору t 2).
Недостатком известной конструкции является неравномерное акнаждение учась .«ов pегоpa по длине вала, слабая циркуляция охлажденного хладагента из зоны конденсации в зону испарения в условиях тепловых перегрузок, наличие перепада температур между валом и трубой.
Охлажденный хладагент из зоны конденсации устремляется в зону нагрева и, перемещаясь в глубь полости трубы, производит отбор тепла, при этом участок трубы, находящийся ближе к зоне конденсации, охлаждается наибапее интенсивно по отношению к отдаленным. Причиной зтому является то, что через каждый ближайший участок тепловой трубы про3 647448 4 охлажденного хла-, разрез; на фиг. 3 - трубагеплообменник; изшей температурой, на фиг. 4 — диск., поскольку при про» Двигатель имеет оребренный корпус глубь тепловой 1, подшипниковые щиты 2, ротор 3 с нагрев и испарение. 5 пустотелым валом 4, пакет статора 5
sur. перегрузок объем с обмоткой 6. В полости вала находится нта цо длине трубы трубатеплосбменник 7 с втулками 8 и ь движения пара дисками 9. В кожухе LO установлен нагнетающий вентилятор 1Х типа «наеэдя а в ну и 10 Stm -Рм. и.,ии в пол„ти в установ ны втулки 2 На наружной по рубой ает -"Ч" р,руб 7 р ия.
43 а диски имеют на внур
- повышение эффективРадиально направленные углубления 1 д. с помощью тепловой
Система охлаждения работает следующим образом. игается тем, что Через трубу«теплообменник прогоняется мешена с зоной ис под напором хладагент. При вращении р а внУтри машины 20 тора жидкость-тенлоноситель, находящаяся хааа содержащей в полости вала, центробежными силами жидкости - тепло . отбрасывается на внутреннюю поверхность вала и образует на ней пленку. Под дейст проводишего матери вием теплового потока пленка испаряется, ором от вентилятора25 образовавшийся пар через капиллярноНа нарУжной пОВеРх» пористые втулки устремляется к поверх винт ?вые канавки ности трубы-теплообменника, где кондежиеси дРУг с дРУгом руется. Конденсат по винтовым канавкам, ористого и диски в зависимости от натравления вращения атеРиалов. ВнУтРен- ротора, перемещается к левым или правым
QKcxos paBeH Hap » дискам, которые своими внутренним и выступамн перекрывают канавки и переграждают
- путь конденсатору.Под действием центробежов меньше. Боковая ных сил конденсат по Радиально расходя-, щимся углублениям боковой поверхности одя ц"хся углублен"й дисков отбрасывается к внутренней поверх.° с внутренней т ности вала, где снова испаряется, и цикл ваюшиеканавки высту-. повторяется. ко торых соответству- В другом варианте двигатель содержит
Дискиимеютконтакт оребренный «орпус 1., подшипниковые
40 и или плотной посад- щиты 2, ротор 3 с полостью, пакет стаполости вала при- тора 3.6 с обмоткой l7, пустотелый вал е втулки ИОдач& l8 из теплонроводящего. материала с мноеплообменник осу- гоходовой винтовой канавкой, с втулками му трубопроводу
L9 и дисками 20. Подача хладагента вентилятора типа осуществляется по гибкому трубопроводу енного в кожухе, при щиты для направле- Даш:эе устройство работает аналогич»
У л бменник но первому. роль тру ы-теплосбменнкка
Ого конУса ВНУ 1ръ выполняет вал а подача хладаг нта осу» шествляется по гибкому трубопроводу, ически изображена конец которого укреплен иа подшипниковом закрытого электрошите.
55 ходит больший объем дагента и с гораздо н чем через отдаленные движении хладагента в, трубы. происходит его
В условиях теплов испарившегося хладаге увеличивается, скорост
В трубе повышается, ч трудняет возв 3ат хлад рения из зоньг «онденс зазор между валом и фективность охлажден
Цель изобретения ности охлаждения закр электрических машин трубы
Указанная цель дост эона конденсации сов парения в полости вал Для этого в полость некоторое количество носителя, введена тру выполненная из тепло ла, по которой под нап проходит хладагент. ности трубы имеются и насажены чередуюши втулки из капиллярно-и иэ теплопровсдящего м ний диаметр втулок и ному диаметру трубы наружный — внутренне причем диаметр диск поверхность дисков р жества радиально расх произвольного профиля роны имеются перекрь пы,количество и форма ет канавкам на трубе. с трубой путем сварк ки. Для герметизации менены уплотнительны хладагента в трубу»т шествляется по гибко или от нагнетающего наездник, установл этом, подшипниковые ния хладагента в тру имеют форму усеченн машины.
На фиг. 1 схемат система охлаждения двигателя с циркуляцией теплоносителя в полости вала, продольный разрез; на фиг . 2 - система охлаждения закрытого электродвигателя с циркуляцией теплоносителя в полости ротора, продольный
Таким образом, предлагаемая конструкция закрытой электрической машины имеет более эффективную систему охлаждения по сравненюо с известной.
5 84744
Формула изоб ретенкя
l. Закрытая обдуваемая электрическая машина с испарителыым охлаждением, содержащая оребренный Кораус, подшипн ковые щиты, статор с обмоткой и ротор - ° включающий полый вал, в котором установлена с зазором трубагеплообменник
as теплопроводящего материала, о т л ичающаяся тем, что,спелью î повышения эффективности- охлаждения указанная труба имеет сообщающиеся с вентилятором входное и выходное отверстия и винтовые канавки, расположенные на ее наружной поверхности, а в зазоре между трубой и валом, имеющем на концах герметизирующие втулки, установлены с чередованием втулки из капиллярно-пористого материала и диски из теплопроводящего материала, имеющие иа внут-щ ранних поверхностях выступы, церекрывающие винтовые канавки, а иа плоских поверхностях — радиально направленные углубления.
2. Машина по и. 1, о т л и ч à ю.щ а я с я тем, что. один из подшиинико» вых щитов имеет форму усеченного конуса, направляющего воздух во входное отверстие трубы, напротив которого установлен вентилятор тини наездник .
3. Машина no m. 3. o r л и ч а ю ш а и с и тею4, что она снабжена гнбиюн трубси роводом, соединенным с виодньм отверстию трубы для подач2е воздуха
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
34 530394, кл. Н 02 К 9/20, 1976.
2. Авторское свидетельство СССР
М 618821, кл. Н 02 К 9/20, 1978.
847448
1б
Составитель Л. Карцева
Техред С. Мигунове
Корректор Е. Рошко
Редактор С. Тимохина
Заказ 5518/82 Тираж 730
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Подписное
Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4