Способ капсулирования обмоток электро-двигателя
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Н. П. Белоус, Ю. Г. Борзяк, В. Н. Клычков, Н. Н Прихода, A. И. Яковлев и Я. Б. Тубис (72) Авторы изобретения
Харьковский авиационный .нститут им. Н. Е. Жуковского
I (7I ) Заявитель (54) СПОСОБ КАПСУЛИРСВАНИЯ ОБМОТОК
ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ
Изобретение относится к электромашиностроению,в частности к технологии капсулирования обмоток электрических машин.
В современном электромашиностроении с целью уменьшения нагрева обмоток и повышения КПД электродвигателей при3 меняют капсулирование обмоток теплопроводными составами.
Известен способ капсулирования обмоток двигателей теплопроводным составом на основе пасты КПТ-8, состоящий в
10 вакуумировании и нагнетании компаунда прессом при нормальной температуре в полость лобовых частей электродвигателя, образованного корпусом, пакетом жестей
15 статора и специальными обечайками-капами Pl/.
Э
Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому является способ капсулирования обмоток электродвигателя, включающий введение в расточку статора цилиндрической оправки, заполнение тепл проводным составом пространства в зоне лобовых частей между корпусом электро2 двигателя и оправкой и отверждение состава P2j.
Однако такой способ характеризуется небольшой производительностью и недостаточными теплофизическими характеристи«ами капсулирующей массы.
Цель изобретения — увеличение производительности и улучшение качества обмотокк»
Поставленная цель достигается тем, что на лобовых частях обмоток, вплотную к ним, укрепляют изоляпнакиые прокладки и в пространство между ними и корпусом засыпают металлические граиулы попеременно с поворотом электродвигателя на
l80<, после чего устанавливают верхнюю крышку на его корпус, а упомянутый теплопроводный состав подогревают до
80-lOOOÑ и подают снизу.
На фиг. l показана схема щкщесса капсулирования обмотки электрсщвигателей на поточной линии, на фиг. 2 - «апсулированный двигатель, разрез.
3 . 8474
Выполнение операций по осуществлению: предлагаемого способа капсулирования обмоток электрических машин предполагается производить в следующей последова тельности на поточной линии (фиг. 1).
На транспортер 1 подается двигатель
2 с герметизированными выводами 3 и на первой операции одновременно на две, лобовые части 4 ставят изоляционные прокладки 5 с помощью специального lo приспособления. После этого транспортер
l перемещает двигатель на следующую операцию. При этом двигатель 2 в вертикальном положении устанавливается на оправку 6 и закрепляется на вибро- 15 столе 7, причем фланцем 8 стыкуется с поворотным устройством 9, далее из вибробункера 10 через дозатор 11 и распределительный клапан 12 посредством открытия заслонок 13 и 14 эа- . 20 сыпают металлические гранулы, например гранулированный алюминий (на один-двигатель употребляется 150-200 вес ч. по отношению к связующему), сначала в верхнюю лобовую часть через отверстие 15, 25 а после поворота электродвигателя на
180о с помощью устройства 9 — в нижнюю лобовую часть, причем в момент поворота гранулы от выпадения через отверстие 15 предохраняют обратные кла-ЗО паны 16. Далее электродвигатель поступает на следующую операцию, где устанавливают верхнюю технологическую крышку
17 и заполняют обмотку двигателя теплопроводной массой (например состоящей из связующего полиэфира 78-80 вес,ч и смолы кремнийорганической 15-17 вес.ч и сиккатива 3-7 вес.ч.; отвердителя— перекиси бенэоила 3-7 вес. ч; или из связующего эпоксидной смолы 100 вес, ч. о отвердителя — изометилтетрафталевого ангидрида 60-70 вес. ч. и наполнителя— нитрида бора 40-50 вес. ч.) снизу из емкости 18 посредством открытия электроклапана 19, причем для выхода воздуха в верхней крышке 17 имеется отверстие
20. Момент окончательного заполнения теплопроводной массой фиксируется датчиком 21, подающим сигнал на закрытие т
50 ф электроклапана 19. Заполнение теплопроводным составом обмоток происходит в течение 5-10 мин с одновременным токовым подогревом двигателя до 80U3O C (заполнение может производиться как самотеком, так и под давлением), после чего двигатель поступает в камеру
22, где окончательно термоотверждают массу с помощью токового подогрева при температуре, соответствующей классу нагревостойкости изоляции обмотки в течение 40-50 мин.
При использовании предлагаемого способа капсулирование позволяет снизить трудоемкость изготовления одного двигателя в два раза и значительно снизить перегревы двигателя.
Формула изобретения
Способ капсулирования обмоток электродвигателя, включающий введение в расточку статора цилиндрической оправки, заполнение теплопроводным составом пространства в зоне лобовых частей между корпусом электродвигателя н оправкой н отверждение состава, отлича ющийсятем, что, с целью увеличения производительности и улучшения качества обмоток, на лобовых частях обмоток, вплотную к ним, укрепляют изоляционные прокладки и в пространство между ними и корпусом засыпают металлические гранулы попеременно с поворотом электродвигателя на
180, по:ле чего устанавливают верхнюю крышку на его корпус, а упомянутый теплопроводный состав подогревают до
80-100ОС и подают снизу.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Сб. "Аэродинамика и теплопередача в электрических машинах". Вып. 4., Харьков, 1974.
2. Авторское свидетельство СССР
% 236608, кл. Н02 К 16/08, 1974 (прототип).
Иетомоческие г анут
Рог.2
Составитель А. Лебедев
Редактор С. Тимохина Техред А. Савка Корректор С. Щомак
Заказ 5518/82 Тираж 730 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4