Электродвигатель с катящимся ротором
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Сотоэ Советских
Социалистических республик
<» 847459 (6l ) Дополнительное к авт. свнд-ву (5 I ) M. Кл. (22) Заявлено 10. О l 79 (21) 2709885/24-07 с присоединением заявки М (23) Приоритет
Н 02 К 41/06
Всудврстввннъй камнтат
СССР аа делам нмбратаннй и аткрытнй
ОпУбликовано 15. 07. 81; Беллетень Pk 26
Дата опубликования описания ) 7.07.81 (53) УДК 621. 313..33(088.8) (72) Авторы изобретения
М. A. Зайков и В. Ф. Прохоренко 1., ! -: (71) Заявитель (54) ЗЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ С КАТЯЩИМСЯ РОТОРОИ
Изобретение относится к электро- машиностроению и может быть примене- но в специальном электроприводе.
Известны конструкции двигателей с катящимся ротором, обеспечивающие передачу вращающего момента с колеб5 лющегося ротора на рабочий вал, закрепленный с одного торца ротора 1.11.
Недостатком таких электродвигателей является повышенная вибрация на ста10 торе.
Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому является электродвигатель с катящимся ротором, содержащий корпус, в котором эластич-т5 но закреплен статор, и ротор, элас" тично соединенный с валом, установленным в подшипниках, закрепленных с двух сторон в корпусе при помощи подшипниковых щитов (21.
2О
При изготовлении известного электродвигателя с катящимся ротором предьявляются жесткие требования к точности его изготовления. Наличие эластичной подвески ротора и статора при весьма малых воздушных зазорах между ними требует обеспечения надежной соосности невозбужденного статора, ротора и подшипников. При несоблюдении соосности происходит неравномерная деФормация подвесок ротора и статора и даже заклинивание (перекос) вала, что приводит к уменьшению момента на валу и усилению вибрации вала и корпуса. Поэтому окончательная доводка расточек статора и ротора, а также посадочных мест подшипников производится только после сборки блоков ротора и статора, что является технологически сложной задачей.
Цель изобретения — снижение уровня вибрашти и шума, ликвидация перекосов и упрощение технологии изготовления электродвигателя с катящимся ротором.
Для достижения этой цели в электродвигателе с катящимся ротором, рабочий вал которого установлен в подшипниках, 3 84745 закрепленных с двух сторон в корпусе при помощи двух подшипниковых щитов, задний подшипниковый щит выполнен в виде мембраны.
В этом случае, задняя опора стано5 вится подвижной как в радиальном, так и в аксиальном направлениях.
Применение подвижной опоры вала двигателя позволяет допустить некоторую несоосность ротора и невозбужденного статора.
Кроме того, деформация подвижной опоры дает возможность разгрузить подвеску ротора, а, следовательно,. ском-. пенсировать погрешности, возникающие при изготовлении ротора и статора и исключить заклинивания вала. При этом уменьшаются биение вала и вибрация двигателя, более полно используется развиваемый момент. га
На чертеже схематически изображен электродвигатель с катящимся ротором, общий вид, продольный разрез.
Пакет статора 1 запрессован в тонкостенный стальной цилиндр 2. В пазы г5 статора уложена обмотка 3. Кольцом 4 иэ эластичного материала статор закреплен в корпусе 5, закрытом передним подшипниковым щитом 6 и мембраной 7 с подшипниками 8 и 9 качения, 30 в которых вращается вал 10. В расточку статора помещен ротор 11, который через эластичное кольцо 12 соединен с валом.
Электродвигатель с катящимся ротс- з5 ром работает следующим образом.
При подаче питания на обмотку 3 статора возникает вращающаяся сила одностороннего притяжения. Под действием этой силы ротор ll притягивается 40 к статору 1 и обкатывается по нему.
9 4
Вместе с ротором начинает вращаться связанный с ним при помощи эластичной подвески 12 вал 10.
Замена подшипникового щита мембраной ослабляет жесткую связь колеблющейся системы ротор-статор с корпусом и позволяет перевести круговые высокочастотные вибрации конца вала в низкочастотные однонаправленные, которые проще компенсируются.
Наличие мембраны исключает появление перекосов вала, позволяет снизить требования к точности выдерживания соосности статора и ротора, что упрощает технологию изготовления.
Формула изобретения
Электродвигатель с катящимся ротором, содержащий корпус, в котором эластично закреплен статор, и ротор, эластично соединенный с валом, установленным в подшипниках, закрепленных с двух сторон в корпусе при помощи подшипниковых щитов, о т л и ч а ю— шийся тем, что, с целью снижения уровня вибраций и шума, ликвидации перекосов и упрощения технологии, задний подшипниковый щит выполнен в виде мембраны.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Бертинов А.И., Варлей В..В. Электрические машины с катящимся ротором.
N., "Энергия", 1969, рис. 1-6 °
2. Бессмертный Е.Ф., Зайков М.А., Наний В.П. Расчет и проектирование электрических двигателей с катящимся нешихтованным ротором. ХВВКУ, 1971, рис. 14.
64 7459 с
Составитель 3. Горняк
Редактор С. Тимохина Техред М.Голинка Корректор A. Гриценко
Заказ 5519/63 Тираж 730 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий ! 3035д Москва Ж 35д Рщшская наб д 4/5
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4