Система автоматического регулированияпарогазовой установки

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Соеоз Советских

Социалистических

Республик

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 2%1279 (21) 2857975/24-06

< >848710 а (51)М. Кл з

F 01 К 23/02 с присоединением заявки ¹â€” (23) Приоритет—

Государственный комитет

СССР во дмам изобретений я открытий

I (53) УДК 621 182

:621.438 (088.8) Опубликовано 230781. Бюллетень № 27

Дата опубликоваиия описания 230781 (72) Авторы изобретения

В,С. Гаэин, Н.И. Тараканов и Е.А. Головач (71) Заявитель (54) СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

ПАРОГАЗОВОИ УСТАНОВКИ

Изобретение относится к теплоэ- „ нергетике и может быть испольэованс, при автоматизации парогазовых установок с высоконапорным парогенератором.и дополнительной камерой сгорания.

Наиболее близкой к предлагаемой является система автоматического регулирования парогазовой установки, содержащая регулятор топлива высоконапорного парогенератора, соединенный своим входом с датчиком давления паеоа и расхода топлива, а выходом — с топливным клапаном парогенератора, регулятор соотношения топливо-воздух, соединенный своим входом с датчиком расхода топлива и воздуха, а выходом — с воздушным клапаном парогенератора, регулятор температуры газов перед газовой турбиной, соединенный своим входом с датчиком температуры газов, а выходом — с топливным клапаном камеры сгорания, регулятор скорости газовой турбины, соединенный своим выходом через первый нелинейный блок с тем же топливным клапаном, и регулятор скорости паровой турбины (1).

Недостатком данной системы является пониженная надежность работы установки. При работе в энергоси-

5 стеме падение частоты сети и соответственно снижение частоты вращения ротора компрессора может вызвать резкое уменьшение расхода воздуха в парогенератор и увеличение температуры газов перед газовой турбиной ° В результате возникает необходимость в отключении установки иэ-эа помпажа компрессора и превышения предельной температуры газов перед газовой турбиной.

Цель изобретения - повышение на- дежности работы установки.

Для достижения этой цели в систе,му дополнительно введена цепь из последовательно включенных второго нелинейного блока, нормально разомкнутого контакта, который подключен к датчику температуры газов, и дифференциатора, а выход регулятора скорости газовой турбины дополнительно соединен с топливным и воздушным клапанами парогенератора через указанную цепь..

На чертеже показана схема системы автоматического регулирования

ЗО парогазовой установки. с

848710

Установка включает высоконапорный парогенератор 1, камеру 2 .сгорания, паровую турбину 3 с конденсатором 4, на валу которой расположен генератор 5,газовую турбину 6, на валу. которой расположены компрессор

7 и генератор.8.

Система регулирования содержит контур регулирования топлива парогенератора, включающий регулятор 9 топлива, датчик 10 давления пара, датчик 11 расхода топлива, сумматор 12 и топливный клапан парогенератора 13; контур. регулирования соотношения топливо-воздух парогенератора,.включающий регулятор 14 соотношения топливо — воздух, датчик

11 расхода топлива, датчик 15 расхода воздуха, сумматор 16 и воздушный клапан 17; контур регулирования температуры газов перед газовой турбиной, включающий регулятор 18 температуры газов перед газовой турбиной, датчик 19 температуры газов перед газовой турбиной, сумматор 20, топливный клапан 21 камеры сгорания; контур регулирования скорости вращения ротора газовой турбины, состоящий иэ регулятора 22 скорости первого и второго нелинейных блоков

23 и 24, дифференциатора 25;.регулятор 22 скорости подключен к нелинейным блокам 23 и 24. Датчик 19 температуры подключен к регулятору

18, который совместно с первым нелинейным блоком 23 подключен к сумматору 20, связанному с клапаном 21.

Датчики 10 и 11 подключены к регулятору 9, выход которого подключен к сумматору 12, к другому выходу которого подключен через дифференциатор 25 и нормально разомкнутый контакт 26 датчика 19 температуры газов перед газовой турбиной второй нелинейный блок 24. Сумматор 12 подключен к клапану 13.

Датчики 11 и 15 подключены к регулятору 14, который совместно с дифференциатором 25 подключен к сум; матору 16. Последний подключен к клапану 17. Второй нелинейный блок 24 контакт 26 и дифференциатор 25 образуют цепь 27, через которую регулятор 22 связаю с "клапанами 13 и 17.

Регулятор 28 скорости паровой турбины 3 подключен к регулирующему клапану 29.

Система работает следующим образом.

При повышении частоты вращения ротора паровой турбины 3, регулятор

28 воздействует на прикрытие клапа на 29. При предаварийном повышении частоты вращения ротора газовой тур бины регулятор 22 воздействует чеpcs нелинейный блок 23, имеющий характеристику типа зоны .нечувствительности, на сумматор 20, который прикрывает клапан 21, при этом расФормула изобретения

Система автоматического регулирования парогазовой установки, содер® жащая регулятор топлива высоконапорного парогенератора, соединенный своим входом с датчиками давления пара и расхода топлива, а выходом с топливным клапаном парогенератора, регулятор соотношения топливо-воздух, соединенный своим входом с датчиком расхода топлива и воздуха, а выходом — с воздушным клапаном парогенератора, регулятор температуры газов перед газовой турбиной, соединенный своим входом с датчиком температуры газов, а выходом — с топливным клапаном камеры сгорания, регулятор скорости газовой турбины, соединенный своим выходом через первый нелинейный блок с тем же топливным клапаном, и регулятор скорости паровой турбины, о т л и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения надежности работы установки, 6О в систему дополнительно введена цепь из последовательно включенных второго нелинейного блока, нормально разомкнутого контакта, который подключен к датчику температуры газов, и дифференциатора, а выход ре5

f0

35 ход топлива на камеру сгорания 2 снижается, что, в свою очередь, приводит к снижению мощности газовой турбины 6 и, следовательно, к восстановлению. частоты вращения ротора газовой турбины.

При предаварийном снижении частоты вращения ротора газовой турбины

6 регулятор 22 воздействует через нелинейный блок 24, имеющий характеристику типа эоны нечувствитель,ности, и дифференциатор 25 на сумматоры 12 и lб,которые прикрывают клапаны 13 и 17. При этом расходы топлива и воздуха на парогенератор

1 уменьшаются, что приводит к снижению температуры. газов перед газовой .турбиной до заданной величины и, следовательно, предотвращает предаварийный останов по превышению температуры и помпажу компрессора.

При падении температуры газов перед газовой турбиной до заданной величины (разгрузка установки) через нормально разомкнутый контакт 26 датчика 19 температуры производится отключение воздействия регулятора 22 на уменьшение подачи топлива и разгрузка установки до принятой величины, а не полный останов ее.

Таким образом, предлагаемая система позволяет увеличивать надежность работы установки, уменьшает число предаварийных остановов, что повышает технико-экономические показатели ее работы.

646710

Составитель A. Калашников

Техред Т.Маточка Корректор М. Шарсыи

Редактор В. Данко

Тираж 553 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Эаказ 6038/38

Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4 гулятора скорости газовой турбины дополнительно соединен с топливным и воздушным клапанами парогенератора через указанную цепь.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Газин В.С. и др. Динамические испытания системы автоматического регулирования ПГУ с BllI -120-540. Эксплуатация, модернизация и ремонт оборудования, М., ЦНИИТЭ

Нефтехим, 1977. Р 9, с. 3-5.